Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Конышевой И.Н, судей Парамоновой Т.И, Лопаткиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации города Новошахтинска Ростовской области о признании права на включение в дополнительный список граждан, подлежащих к переселению из ветхого жилья, по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 марта 2020 года, заслушав доклад судьи Конышевой И.Н,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к администрации города Новошахтинска Ростовской области, указав, что являются собственниками долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
ПО заключению СКФ АО "ВНИМИ" горные работы ликвидированных шахт ОАО "Ростовуголь" негативно повлияли на техническое состояние жилого "адрес", вследствие чего жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности; износ дома составляет 75%.
Их неоднократные обращения в администрацию г. Новошахтинска по вопросу включения в дополнительные списки на переселение оставлены ответчиком без удовлетворения.
Истцы просили признать за ними право на включение в дополнительные списки граждан, подлежащих переселению за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов по ликвидируемым шахтам "Западная - Капитальная" и им. газеты "Комсомольская Правда" ОАО "Ростовуголь".
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 ставят вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений ввиду нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Поскольку лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с учетом положения ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по результатам рассмотрения кассационной жалобы не усматривается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ФИО2 являются собственниками долей в праве общей долевой собственности на домовладение N по "адрес" в "адрес".
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 20 июня 1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в пункте 8 которого перечислены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428.
Согласно пункта 5 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8).
Разрешая спор, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался вышеперечисленными нормами материального права и исходил из того, что на момент ликвидации шахты и ликвидации ОАО "Ростовуголь" ФИО1, ФИО2 собственниками жилого помещения по "адрес" не являлись, в связи с чем не включены в списки граждан, подлежащих переселению в связи с ведением горных работ.
Оставляя решение суда первой инстанции в силе, суд апелляционной инстанции указал, что смыслу закона для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий:
признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты;
наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и отнесения жилого помещения к категории непригодных для проживания в результате ведения горных работ ликвидированными угольными шахтами;
нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
Все указанные условия должны иметь место на день принятия решения о ликвидации угольного предприятия, следовательно, списки граждан, подлежащих переселению, составляются на день принятия решения о ликвидации угольного предприятия.
Между тем, доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по "адрес" приобретены истцами в ДД.ММ.ГГГГ году; на момент ликвидации шахты ОАО "Ростовуголь" по указанному адресу истцы не проживали и не были зарегистрированы.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии совокупности всех необходимых условий для включения ФИО1, ФИО2 в списки граждан, подлежащих переселению, и, как следствие, наделением истцов правом на получение социальной выплаты.
В силу п. 8 указанных выше Правил основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
В отсутствие сведений о том, что истцы не состоят в списках граждан, подлежащих переселению, оснований для уточнения указанных списков и включения в них истцов применительно к пункту 8 Правил не установлено.
Спор разрешен судом с учетом установленных обстоятельств по делу и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению к ним.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.