Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы
Администрации города Омска, поданную 19 мая 2021 года, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, поданную 19 мая 2021 года, на решение Центрального районного суда города Омска от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 9 декабря 2020 года
по административному делу N 2а-969/2020 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Казакова Дмитрия Николаевича о признании недействующим постановление Администрации города Омска от 18 ноября 2010 года N 1109-пункта "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Администрации г. Омска Васильченко О.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Кажаримовой А.К, настаивавшей на доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Коган А.Г, полагавшей судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 года N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект планировки территории, в том числе, в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе г. Омска.
Первоначальный текст постановления N 1109-п опубликован 25 ноября 2010 года в издании "Третья столица", N 49.
Индивидуальный предприниматель Казаков Д.Н. обратился в Центральный районный суд города Омска с административным исковым заявлением о признании недействующим постановление Администрации города Омска от 18 ноября 2010 года N 1109-пункта "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка общей площадью 1 042 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в 35 м относительно ориентира по направлению на север за пределами участка ? нежилое строение литер Н, по адресу: "адрес", со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что оспариваемым постановлением установлена красная линия, которая проходит через границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и объект недвижимости - фруктохранилище по ул. Вавилова, 242 (литер Д), принадлежащие Казакову Д.Н. на праве собственности. Полагает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит положениям статей 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку красная линия проектируемой к строительству автомобильной дороги не обоснована, нарушает его права как собственника земельного участка и расположенного на нем здания.
Решением Центрального районного суда города Омска от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 9 декабря 2020 года, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 года N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1 042 кв.м, расположенного в 35 м. относительно ориентира по направлению на север за пределами участка - нежилое строение литер Н, по адресу: г "адрес".
В кассационной жалобе Администрацией города Омска ставится вопрос об отмене судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска ставится вопрос об отмене судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, представленных прокуратурой Омской области, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 26 сентября 2012 года, Казаков Д.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, общей площадью 1 042 кв.м, расположенного в 35 м. относительно ориентира по направлению на север за пределами участка - нежилое строение литер Н, по адресу: "адрес", а также нежилого здания - фруктохранилища, с кадастровым номером "данные изъяты", 1985 года постройки, площадью 903, 4 кв.м, литер Д, расположенного по адресу: "адрес", в границах указанного земельного участка.
Постановлением Администрации города Омска от 18 ноября 2010 N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект планировки территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в том числе пунктом 1 расположенных в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска (далее - Проект планировки территории), в составе:
- положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска (согласно приложению N 1), (в редакции Постановления Администрации города Омска от 12 декабря 2016 N 1497-п);
- чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска (согласно приложению N 2).
Разрешая заявленные требования, исходя из положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 3 статьи 8, Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 26 статьи 9, статьи 14 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского совета от 20 сентября 1995 года N 92, суд пришел к обоснованному выводу, что постановление принято уполномоченным органом, при соблюдении установленного порядка принятия и опубликования, и по указанным основаниям не оспаривалось заявителем.
В соответствии с чертежом планировки территории, утвержденного в составе оспариваемого Проекта планировки территории, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" пересекает красная линия.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодека Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на 18 ноября 2010 года), красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
С учетом положений, предусмотренных пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент утверждения решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43 Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Генеральный план города Омска), а также на момент утверждения оспариваемого Проекта планировки территории, отображение в генеральном плане красных линий застройки и планируемых автомобильных дорог не предусматривалось.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в период утверждения Проекта планировки территории регламентировались Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 N 150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации N 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), подлежащих применению в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции РДС 30-201-98 красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
С силу пункта 5.3.4. Инструкции РДС 30-201-98 устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая: - ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.; - дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки; - надпись "Граница расчета" - при отсутствии на проектируемой территории действующих линий либо при невозможности увязать устанавливаемые красные линии с действующими.
Пунктом 5.4. Инструкции РДС 30-201-98 установлены требования к оформлению разбивочного чертежа красных линий, который наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: - наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении; - пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: "зеленые насаждения", "линия застройки" (надпись делается со стороны застроенной территории), "техническая зона", "речной порт" и др.
Кроме того, установлено пунктом 5.7. Инструкции РДС 30-201-98, что на разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых. При отсутствии полного комплекта поперечных профилей, предусмотренных в 5.8 настоящей Инструкции, на разбивочном чертеже должны быть показаны оси основных проезжих частей с привязкой к ним красных линий и исходными данными для расчета координат точек пересечения осей, переломных точек и вершин углов поворота осей. Образец оформления разбивочного чертежа красных линий приводится в Приложении Б.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к правильному выводу, что Проект планировки в оспариваемой части указанным требованиям не соответствует, обоснование красной линии, обозначающей предполагаемую к строительству магистраль районного значения - улицу Вавилова в составе Проекта планировки отсутствует. При этом следует принять во внимание, что вопреки доводам кассационных жалоб, определение ширины предполагаемой к строительству магистрали (40м.) не свидетельствует об обоснованности обозначения красной линии.
Доводы кассационной жалобы о соответствии Проекта планировки территории в части размещения планируемой магистрали районного значения Генеральному плану города Омска не опровергает правильности выводов судов, поскольку из приведенных выше положений следует, что отображение на картах генерального плана местоположения планируемого размещения автомобильных дорог носит общий, планируемый характер, не содержит детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. В Проекте планировки границы территории не проработаны, не содержат обоснования, что может служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства в связи с отображением красной линий.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы Администрации г. Омска о том, что судом не дана оценка оспариваемому проекту планировки территории в целом, поскольку в соответствии с требованиями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, соответственно, судами обосновано дана оценка законности Проекта планировки в части прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты".
Доводы кассационной жалобы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о том, что представленная Схема контуров красных линий, выполненная в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории, содержит отображение красных линий, закрепляющих границы улично-дорожной сети с обеих сторон, не опровергают правильности выводов судов, направлены на иную оценку представленных доказательств, которым судами дана правовая оценка, не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы кассационной жалобы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о возможности установления красных линий в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, поскольку указанное не свидетельствует об их установлении произвольно, без соответствующего расчета и обоснования.
Указание заявителя жалобы о том, что в соответствии со Схемой планировочных элементов территории города Омска в составе Генерального плана город Омска вторая предполагаемая красная линия находится за пределами границ проектируемой территории, проходит по границе Старо - Северного кладбища, при этом проектирование прилегающей территории не произведено и его проведение не предполагается, выводов судов не опровергает. Указание в жалобе на то, что утвержденная Схема планировочных элементов административным истцом не оспорена, с учетом положений части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение судами норм материального права не подтверждает.
Доводы кассационной жалобы Администрации города Омска о приобретении земельного участка административным истцом после утверждения оспариваемого Проекта планировки основанием для отмены судебных актов являться не могут, поскольку не свидетельствуют об отсутствии нарушения прав заявителя вследствие применения оспариваемого нормативного акта.
Иные доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права, выводов судов не опровергают и не содержат обстоятельств, которые влекут отмену судебных актов в силу норм статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителей кассационных жалоб с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.