Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, поданную 24 мая 2021 года, на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2021 года
по административному делу N 2а-2145/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Волковой А.Г, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Красноярска в защиту неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд города Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в части не проведения обследования несущих конструкций дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске и отдельных его элементов, о возложении обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу получить заключение специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций указанного дома; о возложении обязанности обратиться в межведомственную комиссию по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийными подлежащими сносу или реконструкции администрации г. Красноярска с заявлением о признании многоквартирного дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции после получения заключения специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске в течение одного месяца.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу, в ходе которой установлено, что согласно техническому паспорту дома 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске по состоянию на 2 июля 1991 года физический износ составлял 38% с учетом истечения длительного срока эксплуатации (30 лет), процент износа дома существенно увеличен, вопрос признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не решен. Отсутствие заключения специализированной организации по результатам обследования дома, не может в данном случае являться основанием для не проведения оценки технического состояния дома. При установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, вопрос об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома, не разрешен.
Решением Ленинского районного суда города Красноярска от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2021 года, административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворено. Признано незаконным бездействие Департамента городского хозяйства Администрации г. Красноярска по не организации проведения обследования несущих конструкций дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске и отдельных его элементов. На Департамент городского хозяйства Администрации г. Красноярска возложена обязанность получить заключение специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций многоквартирного дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. На Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска обязанность случае получения заключения об аварийном состоянии многоквартирного дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске в течение одного месяца после получения заключения обратиться в межведомственную комиссию по вопросам оценки и обследования жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с заявлением о признании многоквартирного дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске аварийным и подлежащим сносу.
В кассационной жалобе Департаментом городского хозяйства Администрации города Красноярска ставится вопрос об отмене судебных актов. Выражают несогласие с выводами судов о том, что не предоставление собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа об оценке соответствия дома. Указывают, что судом не было учтено, что обращение в межведомственную комиссию носит заявительный характер.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Красноярского края, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера при рассмотрении дела судами допущено не было.
Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 42 Положение основание для проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, может являться наравне с заявлением собственника помещения, или органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, может являться заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подпункт "г").
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения (абзац 1 пункта 45 (1) Положения).
Руководствуясь указанными нормами права, установив, что в Межведомственную комиссию 9 октября 2018 года было представлено заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края N 20 о проведении оценки многоквартирного дома N 59 по ул. Энергетиков в г. Красноярске на предмет соответствия требованиям Положения, в связи с обращениями граждан об аварийном состоянии фасада здания, по результатам рассмотрения которого было принято решение о проведении дополнительного обследования многоквартирного дома, управляющей компании ООО "Новый вектор" направлена информация о необходимости решения вопроса об оплате обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома, а также установив, что части жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме находится в муниципальной собственности г. Красноярска, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и возложении обязанности, поскольку на момент обращения в суд вопрос о получении заключения специализированной организации не разрешен, обследование многоквартирного жилого дома не произведено.
Выводы судов являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1.1 "Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска", утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 1 июля 2011 N 84-р Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - Департамент) является органом администрации города Красноярска, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города. Департамент является главным распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства города (пункт 1.4 Положения о департаменте).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о департаменте задачей Департамента является осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда города Красноярска, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Департамент координирует работу по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда (пункт 3.1.14.).
Принимая во внимание указанные полномочия и функции Департамента, суды обоснованно указали, что выполнение возложенной обязанности относится к компетенции административного ответчика. Доводы кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком является администрация района г. Красноярска, выводы судов не опровергают, поскольку оснований для возложения спорной обязанности, в рамках компетенции, определенной Распоряжением администрации г. Красноярска от 26 февраля 2007 N 46-р "Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске", на районную администрацию не имеется.
Не могут быть признаны обоснованными доводы кассационной жалобы о том, что спорная обязанность должна быть выполнена управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом, путем предоставления субсидии в порядке, установленном Постановлением администрации г. Красноярска от 12 мая 2009 N 40-а "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города в соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения затрат в связи с проведением капитального ремонта многоквартирных домов". Как следует из подпункта 7 пункта 8 указанного Положения о порядке предоставления субсидий, введение процедуры банкротства в отношении заявителя, является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Соответственно, принимая во внимание имеющиеся сведения о введении процедуры банкротства в отношении управляющей компании, в указанном заявителем жалобы порядке проведение процедуры обследования многоквартирного дома не может быть реализовано, что в свою очередь не может являться препятствием для выполнения требований, установленных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения требований судами установлены правильно, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм права не подтверждают.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.