Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Папушиной Н.Ю, Варнавской Л.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0027-01-2020-000813-96 по иску Брюханова Александра Ефимовича к муниципальному казенному учреждению "Администрация Бунбуйского муниципального образования", муниципальному казенному учреждению "Администрации Чунского районного муниципального образования", областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Чунскому району", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и распоряжения администрации главы Бунбуйского муниципального образования о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту и непригодным для проживания, признании права на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения
по кассационной жалобе Брюханова А.Е. на решение Чунского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Брюханов А.Е. обратился в суд с иском к МКУ "Администрация Бунбуйского муниципального образования", МКУ "Администрации Чунского районного муниципального образования", ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Чунскому району", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и распоряжения администрации главы Бунбуйского муниципального образования о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту, о признании жилого помещения непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории Чунского района Иркутской области в июне 2019 года, о признании права на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по "адрес". В ночь с 29 на 30 июня 2019 г. в Чунском районе Иркутской области произошло наводнение, вследствие которого, его жилой дом был затоплен. Межведомственной комиссией было принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту, указав, что отсутствуют основания для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Распоряжением главы Бунбуйского муниципального образования N от 7 августа 2019 г. индивидуальный жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту.
10 июля 2020 г. Брюханов А.Е. обратился к главе администрации Бунбуйского муниципального образования о проведении дополнительного обследования дома, так как в течение года проживание в поврежденном жилье стало окончательно невозможным, однако должных мер комиссией предпринято не было.
Согласно заключению эксперта Торгово-промышленной палаты г. Братска N от 21 июля 2020 г. состояние его жилого дома оценено как аварийное.
Поскольку межведомственная комиссия отказывается проводить повторное обследование дома, считает, что вправе требовать признания его жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу в судебном порядке, поскольку это необходимо для получения социальной выплаты в виде сертификата на приобретение или строительство жилого помещения. При этом он готов вернуть денежные средства, выделенные и потраченные на капитальный ремонт жилого дома в размере 128 400 руб.
Просил суд признать жилое помещение, расположенное по "адрес", пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (паводка) 30 июня 2019 г, в "адрес" - непригодным для проживания и подлежащим сносу;
признать за Брюхановым А.Е. право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 года в "адрес" в связи с утратой жилого помещения;
обязать МКУ "Администрацию Бунбуйского муниципального образования" включить жилое помещение по "адрес", в перечень жилых домов, подлежащих сносу, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории "адрес";
обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Чунскому району" принять решение по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Брюханову А.Е.;
обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Брюханову А.Е.
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2020 г. принят отказ истца Брюханова А.Е. в лице его представителя Рубанкова А.В. от исковых требований о признании жилого помещения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (паводка) 30 июня 2019 г, непригодным для проживания и подлежащим сносу, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, обязании ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Чунскому району" принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Производство по делу в указанной части прекращено.
В удовлетворении исковых требований Брюханова А.В. к МКУ "Администрация Бунбуйского муниципального образования" о признании незаконными и отмене заключения межведомственной комиссии от 2 августа 2019 г. N и распоряжения главы администрации Бунбуйского муниципального образования N от 7 августа 2019 г. о признании жилого помещения, расположенного по "адрес", подлежащим капитальному ремонту отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Брюханов А.Е. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Указом Губернатора Иркутской области N 134-уг от 27 июня 2019 г. "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Брюханов А.Е. является собственником жилого помещения, общей площадью 42, 8 кв.м, расположенного по "адрес".
Указанное жилое помещение включено в зону подтопленных (затопленных) жилых помещений на территории Бунбуйского муниципального образования Чунского района, в результате наводнения, имевшего место 29 июня 2019 г. в Иркутской области.
В августе 2019 года по заявлению истца Брюханова А.Е. межведомственная комиссия МКУ "Администрация Бунбуйского муниципального образования" провела обследование жилого помещения и приняла решение о выявлении оснований для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту.
Брюханов А.Е. с указанным заключением межведомственной комиссии был ознакомлен 2 августа 2019 г. и согласился с ним.
На основании распоряжения главы Бунбуйского муниципального образования N от 7 августа 2019 г, индивидуальный жилой дом по "адрес", признан подлежащим капитальному ремонту.
20 августа 2019 г. Брюханов А.Е, представив вышеназванные заключение межведомственной комиссии и распоряжение главы администрации, обратился в Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
На основании свидетельства N от 4 октября 2019 г. истцу предоставлено право получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 256800 руб.
Половина денежной суммы в размере 128400 руб. перечислена на лицевой счет Брюханова А.Е. в ПАО Сбербанк России 15 января 2020 г.
По заказу истца Торгово-промышленной палатой г. Братка проведено обследование принадлежащего ему жилого дома, дано экспертное заключение N от 21 июля 2020 г, согласно которому выявлено, что фундаменты находятся в аварийном техническом состоянии; другие конструкции дома - в ограниченно-работоспособном. При проведении экспертизы установлено: общее состояние здания, оценивается как аварийное; возможность приведения в работоспособное состояние отсутствует с учетом имеющихся повреждений основных конструкций дома и давности постройки восстановление нецелесообразно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконными и отмене заключения межведомственной комиссии от 2 августа 2019 г. N и распоряжения главы администрации Бунбуйского муниципального образования N от 7 августа 2019 г. о признании жилого помещения, расположенного по "адрес", подлежащим капитальному ремонту, суд первой инстанции исходил из того, допустимых и достоверных доказательств того, что жилой дом истца стал непригоден для проживания в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, что Брюханов А.Е, действуя добросовестно, после получения выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, действительно произвел определенные работы по капитальному ремонту, которые не улучшили его состояние, стороной истца суду не представлено. Поскольку порядок признания спорного дома подлежащим капитальному ремонту не нарушен, при отсутствии надлежащих доказательств, опровергающих заключение межведомственной комиссии, основания для признания незаконным вышеуказанного постановления в части признания спорного дома подлежащим капитальному ремонту отсутствуют. При этом судом первой инстанции производство по делу в остальной части прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Брюханова А.Е. о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о том, что он лично присутствовал на заседании межведомственной комиссии, получил лично заключение и был с ним согласен, отклоняются судом кассационной инстанции.
Из акта обследования помещения от 2 августа 2019 г. следует, что жилой дом по "адрес", находится в ограниченно-работоспособном состоянии, нуждается в капитальном ремонте. С актом обследования и техническим отчетом Брюханов А.Е. ознакомлен и согласен, что подтверждается его личной подписью.
Из заключения межведомственной комиссии от 2 августа 2019 г. следует, что жилой дом по "адрес", подлежит капитальному ремонту, при этом на заседании комиссии присутствовал Брюханов А.Е. С заключения межведомственной комиссии Брюханов А.Е. ознакомлен и согласен, что подтверждается его личной подписью.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Брюханов А.Е. присутствовал на заседании межведомственной комиссии лично, 2 августа 2019 г. получил лично заключение и был с ним согласен.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, истец в нарушении ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил.
Довод кассатора о том, что он не потратил денежные средства на проведение капитального ремонта и готов их вернуть, не опровергает выводы судов, а на оборот подтверждает, что Брюханов А.Е. сам не провел необходимых мероприятий для приведения помещения в пригодное для проживание состояние, хотя получил на это денежные средства, согласившись с заключением межведомственной комиссии.
Вопреки доводам жалобы, оснований для проведения строительно-технической экспертизы не имелось, поскольку истец не заявлял о ее проведении, в связи с чем суд обоснованно рассмотрел спор по имеющимся в деле доказательствам.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Несогласие истца с оценкой судами доказательств не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ссылок на обстоятельства, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чунского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Брюханова А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.