Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2567/2020 (УИД 22RS0068-01-2020-001930-16) по иску Филатова Евгения Юрьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Филатова Евгения Юрьевича на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филатов Евгений Юрьевич (далее по тексту - Филатов Е.Ю, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее по тексту - УПФР в г. Барнауле Алтайского края, ответчик), в котором с учетом уточнений просил включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости на основании подпункта 21 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации с 19 июня 1992 г. пo 17 мая 1994 г, службы в должности милиционера-музыканта оркестра при ГУВД Алтайского края с 3 ноября 1999 г. по 30 сентября 2011 г, работы в качестве артиста оркестра культурного центра в Главном управлении министерства внутренних дел России пo Алтайскому краю с 1 октября 2011 г. по 11 ноября 2019 г, период обучения в Барнаульском государственном музыкальном училище с 1995 г. по 18 июня 1999 г. и период профессионального очного обучения в Алтайском государственном университете, а также обязать ответчика признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии пo старости с 21 февраля 2020 г.
В обоснование заявленных исковых требований ссылался на незаконный отказ УПФР в г. Барнауле Алтайского края в назначении ему досрочной пенсии по старости от 6 марта 2020 г.
Основанием отказа в назначении досрочной пенсии по старости стал вывод ответчика об отсутствии у него достаточного стажа работы, период службы с 19 июня 1992 г. пo 17 мая 1994 г. не был зачтен в специальный стаж, поскольку документально не подтверждена служба по специальности, а именно в качестве музыканта, играющего на духовых инструментах, несмотря на то, что им представлен военный билет, содержащий сведения о военно-учетной специальности, период службы в должности милиционера-музыканта оркестра при Главном управлении министерства внутренних дел Алтайского края с 3 ноября 1999 г. пo 30 сентября 2011 г. не зачтен в специальный стаж в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, поскольку не подтверждена первичными документами служба в качестве музыканта, играющего на духовом инструменте, период работы в качестве артиста оркестра культурного центра в Главном управлении министерства внутренних дел России пo Алтайскому краю с 1 октября 2011 г. пo 11 ноября 2019 г. не зачтен в специальный стаж, поскольку документально не подтверждена занятость в профессиональном художественном коллективе в качестве артиста, играющего на духовом инструменте, при том, что представлена справка от 28 января 2020 г. N N, выданная Главным управлением министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, которая не принята во внимание УПФР в г. Барнауле Алтайского края.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в судебном заседании 13 августа 2020 г. указал, что не поддерживает исковые требования о включении в специальный стаж периодов обучения.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2021 г, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Филатов Е.Ю. просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2021 г. как незаконные и необоснованные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет, по достижении возраста 55-60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления.
В соответствии с положениями пункта 3 указанного Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы не менее 25 лет имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.
Абзацем 2 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 28 августа1991 г. N 447 предусмотрено, что в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 21 января 2020 г. Филатов Е.Ю. обратился в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии пo старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Барнауле Алтайского края от 6 марта 2020 г. N N истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно представленным документам, специальный стаж работы истца в связи с осуществлением творческой работы составляет 1 месяц 19 дней.
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 12 мая 1999 г.
Период службы в армии с 19 июня 1992 г. по 17 мая 1994 г. истцу не включен в специальный стаж, поскольку документально не подтверждена служба пo специальности, а именно в качестве музыканта, играющего на духовых инструментах.
Период службы в должности милиционера-музыканта оркестра при Главном Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю с 3 ноября 1999 г. пo 30 сентября 2011 г. не зачтен в специальный стаж в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, поскольку первичными документами не подтверждена служба в качестве музыканта, играющего на духовом инструменте.
Период работы в качестве артиста оркестра культурного центра в Главном Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю с 1 октября 2011 г. по 11 ноября 2019 г. не зачтен в специальный стаж, так как документально нe подтверждена занятость в профессиональном художественном коллективе в качестве артиста, играющего на духовом инструменте. Кроме того, сведения о данном периоде страхователем в Пенсионный фонд представлены как работа на общих основаниях.
Справка от 28 января 2020 г. N N, выданная Главным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, не принята во внимание для подтверждения специального стажа, поскольку сведения об игре на духовом инструменте указаны без ссылки на основание.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", исследовав имеющиеся в материалах дела документы, в том числе представленные в материалы дела справки и военный билет, где указано, что он проходил службу в спорный период по специальности гидроакустик, пришел к выводу о том, что представленными истцом документами не подтвержден факт осуществления им в профессиональном художественном коллективе должностных обязанностей по профессии артиста оркестра, играющего на духовом инструменте (кларнете).
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основным документом, подтверждающим льготный характер работы истца в спорные периоды, после принятия Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с данным Федеральным законом помимо трудовой книжки являются сведения из индивидуального (персонифицированного) учета (выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица), тогда как сведения за спорные периоды истца представлены работодателем без указания кода льготной работы, что свидетельствует о не подтверждении работодателем права истца на включение периодов работы в специальный стаж.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что правовое значение для разрешения требований истца имело установление факта того, что в период прохождения службы в органах внутренних дел истец осуществлял профессиональную деятельность артиста, играющего на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в период с 3 ноября 1999 г. по 30 сентября 2011 г. истец проходил службу в органах внутренних дел, занимая должность милиционера-музыканта оркестра милиции Культурного центра при ГУВД, имея звание старшего сержанта милиции.
24 ноября 2011 г. Филатов Е.Ю. приказом начальника Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю принят на работу на должность артиста оркестра культурного центра Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, откуда уволен приказом от 25 октября 2019 г.
Согласно представленному Главным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю ответу на судебный запрос, документы, подтверждающие факт закрепления за Филатовым Е.Ю. духового инструмента, в Главном управлении отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 Положения о культурном центре Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, утвержденного приказом от 16 июля 2014 г. N N, Культурный центр является структурным подразделением Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, обеспечивающим реализацию программы духовно-нравственного воспитания личного состава и осуществляющим организацию
досуга сотрудников, работников и пенсионеров органов внутренних дел, членов их семей.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда обоснованно согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что данный коллектив не относится к числу театрально-зрелищных предприятий и коллективов, а является творческим.
При этом являются несостоятельными доводы кассационной жалобы со ссылкой на справку Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю от 28 января 2020 г. N N, поскольку сведения об игре на духовом инструменте указаны без ссылки на основание, при этом в ответе на судебный запрос Главным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю указано, что документов, подтверждающих факт закрепления за истцом духового инструмента, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными указанные выводы судов первой и апелляционной инстанции, оснований не согласиться с приведенными выводами судом не усматривается, поскольку они в полной мере соответствуют нормам материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, судами допущено не было.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену судебных постановлений жалоба не содержит.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2021 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Филатова Евгения Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.