Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0005-01-2020-005449-24 (N 2-152/2021) по иску Ш.В.А. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" о включении периода обучения в стаж службы, по кассационной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний Управления по Омской области на решение Первомайского районного суда г. Омска от 16 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя УФСИН по Омской области - М.Т.В, представителя Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" - Л.К.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шелковский В.А. обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области (далее - УФСИН России по Омской области), Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФКУ СИЗО-1) о включении периода обучения в стаж службы.
В обоснование требований указано, что в период с 28 ноября 2003 г. по 11 ноября 2019 г. истец проходил службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области.
Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ расторгнут приказом начальника УФСИН России по Омской области от 7 ноября 2019 г. N-лс по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
При исчислении выслуги лет не был учтен период его обучения в Омской Академии МВД России до поступления на службу с 1 сентября 2000 г. по 4 июля 2003 г. Считает, что имеет право на включение в стаж службы (выслугу лет) периода обучения в Омской академии МВД России. Отказ ответчика повлек снижение выслуги лет и существенное снижение суммы назначенной пенсии.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований возложить на ответчиков обязанность включить в выслугу лет период обучения в Омской академии МВД России с 1 сентября 2000 г. по 4 июля 2003 г, взыскать судебные расходы.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 16 февраля 2021 г. исковые требования удовлетворены, суд возложил на УФСИН России по Омской области обязанность включить в выслугу лет истца период обучения в Омской Академии МВД РФ с 1 сентября 2000 г. по 4 июля 2003 г. взамен периода обучения в Омском аграрном техникуме и произвести перерасчет пенсии с учетом данного периода.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2021 г. решение Первомайского районного суда г. Омска от 16 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представитель УФСИН России по Омской области просит отменить судебные акты как незаконные, принятые с нарушением норм материального права. В обосновании жалобы указывает на то, что в период с 1 сентября 2000 г. по 4 июля 2003 г. Шелковский В.А. проходил обучение в высшем учебном заведении системы МВД РФ, то есть, в ведомственном учебном заведении, тогда как нормативными актами, регулирующими указанные отношения. прямо отражено, что в стаж службы (выслугу лет) включается именно время обучения в гражданских образовательных организациях.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 28 ноября 2003 г. по 11 ноября 2019 г. Шелковский В.А. проходил службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области, последняя занимаемая должность - заместитель начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, в звании подполковник внутренней службы.
В 2020 году Шелковский В.А. обратился к начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области с заявлением о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода его обучения в Омской Академии МВД России.
В ответе на обращение истца N от 4 марта 2020 г. начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области Ж.В.А. указал, что поскольку обучение Ш.В.А. в Омской Академии МВД России проводилось на общеюридическом факультете, в расчет выслуги лет было принято во внимание время обучения в Омском государственном аграрном техникуме по основным образовательным программам среднего профессионального образования.
Из материалов дела следует, что Шелковский В.А. в период с 1 сентября 1998 г. по 27 июня 2000 г. проходил обучение по очной форме обучения в Омском аграрном техникуме.
Далее, на основании приказа от 21 августа 2000 г. Nл/с Шелковский В.А. зачислен студентом Омской академии МВД России общеюридического факультета по специальности "Юриспруденция".
Отчислен приказом от 5 июля 2003 г. Nл/с в связи с окончанием образовательного учреждения, с получением квалификации "Юрист" по специальности "Юриспруденция".
5 июля 2003 г. Омской академией МВД РФ Ш.В.А. в связи с завершением обучения выдан диплом N, регистрационный N.
После завершения обучения 28 ноября 2003 г. истец поступил на службу в СИ-1 УИН Минюста России по Омской области младшим инспектором отдела охраны.
11 ноября 2019 г. Шелковский В.А. в звании подполковника внутренней службы уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ приказом УФСИН России по Омской области от 7 ноября 2019 г. N-лс по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
По состоянию на 11 ноября 2019 г. выслуга лет, установленная ответчиком, в календарном исчислении составила 16 лет 10 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 24 года 10 месяцев 05 дней.
В расчет выслуги лет было включено время обучения Ш.В.А. в Омском аграрном техникуме в количестве 10 месяцев 28 дней.
Период обучения Ш.В.А. в Омской академии МВД России с 1 сентября 2000 г. по 4 июля 2003 г. в расчет выслуги лет включен не был.
Полагая нарушенным свое право на включение в стаж службы (выслугу лет) периода обучения в Омской Академии МВД России, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что отказ УФСИН России по Омской области во включении в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения Ш.В.А. в Омской академии МВД России с 1 сентября 2000 г. по 4 июля 2003 г. со ссылкой только на ведомственность учебного заведения, является неправомерным. В связи с этим, суд обязал ответчика произвести перерасчет пенсии путем замены периода обучения в техникуме на период обучения истца в Омской академии МВД России с 1 сентября 2000 г. по 4 июля 2003 г. в пределах пяти лет.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указав, что в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику органов исполнения наказаний засчитывается один из периодов обучения (в образовательных организациях высшего образования или в образовательных организация среднего профессионального образования) в пределах пяти лет. В период обучения Ш.В.А. в Омской академии МВД России действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), которым было урегулировано понятие высшего профессионального образования. В соответствии с Уставом Омской академии МВД России, утвержденным приказом Министерства внутренних дел РФ от 20 июля 2000 г. N 774, академия является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования и находится в непосредственном подчинении Министерства внутренних дел РФ (п. 2). Пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" высшее профессиональное образование приравнено к высшему образованию.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
В соответствии с абзц.4. п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" этой статьи, и их семей).
Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определены в ст. 18 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и
впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Советом Министров - Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941).
Абзацем 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
С 1 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Пунктом 10 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются: время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, по смыслу Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ (п. 10 ч. 2 ст. 38), включению в выслугу лет для назначения пенсии подлежит не всякий период обучения сотрудника в соответствующих образовательных учреждениях (безотносительно гражданских или ведомственных) до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы, а только лишь по очной форме обучения и при обязательном условии завершения успешным прохождением государственной итоговой аттестации и получением по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца.
Согласно ст. 97 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
На основании подробного анализа норм материального права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что если сотруднику учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в выслугу лет для назначения пенсии не было включено время обучения в соответствующих образовательных организациях до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе только по причине того, что учебное заведение не относилось к гражданским образовательным организациям, а являлось ведомственным (в данном случае Омская академия МВД России), то время такого обучения подлежит включению в выслугу лет на основании предписаний п. 10 ч. 2 ст. 38 и ст. 97 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
Установив фактические обстоятельства дела, правильно применив указанные нормы права, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассатора о том, что период обучения засчитывается только в случае обучения в общегражданском учебном заведении был предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к мотивированному выводу о том, что такое суждение ответчика противоречит указанным нормам права.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, основаны на ином толковании указанных норм права, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права. При этом в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 16 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Федеральной службы исполнения наказаний Управления по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.