Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N70RS0008-01-2020-001889-82 (2-678/2020) по иску Новикова А.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении выплаты пенсии, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Новикова А.В. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 4 декабря 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новиков А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее - УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное)) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении выплаты пенсии, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 20 июля 2018г. он обратился в клиентскую службу в Каргасокском районе УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой на лесозаготовках в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 31 августа 2018 г. N ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, так как он работал в Каргасокском ордена "Знак почета" ЛПК объединения "Томлеспром" Нюрольский ЛЗП (с 21 июня 1993 г. - АОЗТ "Каргасокский лесопромышленник") постоянно в качестве сучкоруба, лесоруба, а затем водителем на вывозке леса, работал в МУП "Дорожник" постоянно в качестве водителя на вывозке леса, работал на условиях полного рабочего дня с занятостью в едином технологическом процессе лесозаготовок. Неправильное указание профессии произведено работниками отдела кадров предприятий при оформлении его трудовой книжки. Отмечал, что с учетом суммирования специального стажа на работах в тяжелых условиях труда и на лесозаготовках по правилам исчисления периодов работы общая продолжительность специального стажа его работы с учетом включенных пенсионным органом периодов (5 лет 5 месяцев 23 дня) составляет 9 лет 8 месяцев 6 дней.
Просил суд признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в Каргасокском ордена "Знак почета" ЛПК объединения "Томлеспром" Нюрольском лесозаготовительном пункте (с 21 июня 1993 г. - АОЗТ "Каргасокский лесопромышленник") в качестве сучкоруба, лесоруба, шофера МАЗ-509, водителя с 24 января 1989 г. по 29 августа 1989 г, с 21 ноября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. с учетом правил исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Мыльджинском участке муниципального унитарного предприятия "Дорожник" в качестве водителя на вывозке леса с 14 ноября 1995 г. по 27 июля 1997 г, с 8 августа 1997 г. по 26 августа 1997 г, с 28 августа 1997 г. по 7 февраля 1998 г. с учетом правил исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; обязать ответчика назначить выплату пенсии с 29 июня 2020 г. (дня возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости), возместить судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб. и на оплату услуг представителя в сумме 21 000 руб.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 4 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) включить Новикова А.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в Каргасокском ордена "Знак почета" ЛПК объединения "Томлеспром" Нюрольском лесозаготовительном пункте (с 21 июня 1993 г. - АОЗТ "Каргасокский лесопромышленник") в качестве сучкоруба с 24 января 1989 г. по 29 августа 1989 г. с учетом льготного исчисления периода до 1 января 2002 г, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в Мыльджинском участке муниципального унитарного предприятия "Дорожник" в качестве водителя на вывозке леса с 14 ноября 1995 г. по 27 июля 1997 г, с 8 августа 1997 г. по 26 августа 1997 г, с 28 августа 1997 г. по 19 октября 1997 г, с 12 ноября 1997г. по 7 февраля 1998 г. с учетом льготного исчисления периодов до 1 января 2002 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Новикова А.В. отказать
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу Новикова А.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, по оплате услуг представителя в размере 16 000 руб, а всего 16 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 марта 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Новиковым А.В. ставится вопрос об отмене решения Колпашевского городского суда Томской области от 4 декабря 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 марта 2021 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Новиков А.В, 20 июля 2018 г. обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 31 августа 2018 г. N Новикову А.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Пенсионным органом установлено, что на дату обращения продолжительность страхового стажа истца составила 32 года 21 день при требуемом 25 лет, продолжительность стажа за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 21 год 3 месяца 17 дней при требуемом 20 лет, специальный стаж работы на лесозаготовках (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации N2-П от 29 января 2004 г.) - 5 лет 5 месяцев 23 дня (фактически 3 года 7 месяцев 25 дней) при требуемом 12 лет 6 месяцев.
При этом пенсионным органом в специальный стаж Новикова А.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены периоды работы: с 24 января 1989 г. по 29 августа 1989 г. в Каргасокском ордена "Знак почета" ЛПК объединения "Томлеспром" Нюрольском лесозаготовительном пункте в качестве сучкоруба; с 14 ноября 1995 г. по 27 июля 1997 г, с 8 августа 1997 г. по 26 августа 1997 г, с 28 августа1997 г. по 19 октября 1997 г. в Мыльджинском участке МУП "Дорожник" в качестве водителя на вывозке леса.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 5 августа 1998 г.
В трудовой книжке Новикова А.В. от 4 февраля 1986 г. имеются следующие записи о его работе в спорные периоды: 24 января 1989 г. принят в Нюрольский ЛЗП Каргасокского ЛПК лесорубом на верхний склад (приказ от 26 января 1989 г. N); 1 сентября 1989 г. назначен шофером хозяйственной машины (приказ от 1 сентября 1989 г. N); 21 ноября 1991 г. переведен водителем МАЗ-509 на вывозку леса (приказ от 21 ноября 1991 г. N); 13 ноября 1995 г. уволен из Нюрольского ЛЗУ в порядке перевода в МУП "Дорожник" пункт 5 статьи 29 КЗоТ РФ (приказ от 13 ноября 1995 г. N); 13 ноября 1995 г. принят водителем на вывозку леса п. Мыльджино Каргасокского МУП "Дорожник" в порядке перевода по согласованию между руководителями (приказ от 14 ноября 1995 г. N); 7 февраля 1998 г. уволен по статье 31 КЗоТ РФ (собственное желание) (приказ от 7 февраля 1998 г. N/к).
Разрешая спор и удовлетворяя иск Новикова А.В. в части включения в его специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы в Каргасокском ордена "Знак почета" ЛПК объединения "Томлеспром" Нюрольском лесозаготовительном пункте в качестве сучкоруба с 24 января 1989 г. по 29 августа 1989 г, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы в Мыльджинском участке МУП "Дорожник" в качестве водителя на вывозке леса с 14 ноября 1995 г. по 27 июля 1997 г, с 8 августа 1997 г. по 26 августа 1997 г, с 28 августа 1997 г. по 19 октября 1997 г, с 12 ноября 1997 г. по 7 февраля 1998 г, суд первой инстанции исходил из того, что истцом доказана работа в условиях труда, дающих право на досрочное назначение пенсии, в том числе занятость в едином технологическом процессе лесозаготовительных работ полный рабочий день.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части включения в специальный стаж по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы в Мыльджинском участке МУП "Дорожник" в качестве водителя на вывозке леса с 20 октября 1997 г. по 11 ноября 1997 г, суд указал, что в данный период истец с его согласия был временно переведен на должность рулевого моториста, не дающую право на досрочное назначение страховой пенсии за работу на лесозаготовках. Суд отказал в повторном включении в специальный стаж истца периода работы в Каргасокском ордена "Знак Почета" ЛПК объединения "Томлеспром" Нюрольском ЛЗП с 21 ноября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве шофера МАЗ-509 на вывозке леса, так как данный период решением пенсионного органа от 31 августа 2018 г. N уже зачтен в специальный стаж истца по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Поскольку в результате суммирования специальный стаж истца составил менее 12 лет 6 месяцев, в силу прямого указания подпункта 2 пункта 3 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002 г. N в таком случае правило о досрочном назначении страховой пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа не применимо, суд отказал в удовлетворении иска в части обязания ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости со дня достижения возраста 52 лет - 29 июня 2020 г.
Новиковым А.В. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 4 декабря 2020 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований была подана апелляционная жалоба.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Новикова А.В, согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется.
Возражений относительно выводов суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Новикова А.В. кассационная жалоба не содержит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями груда от 24 апреля 1992 г. N 273 должность рулевого моториста водомета не предусмотрена.
В пункте 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила исчисления периодов работы от 11 июля 2002 г. N 516), предусмотрено, что при переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.
В соответствии со статьей 25 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. и действовавшего до 1 февраля 2002 г, перевод на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации по общему правилу допускался только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса.
Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости регулировался статьей 26 Кодекса законов о труде Российской Федерации, согласно которой в случае производственной необходимости для предприятия, учреждения, организации администрация имеет право переводить работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором (контрактом) работу на том же предприятии, в учреждении, организации, либо на другом предприятии, в учреждении, организации, но в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий; для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи государственного или общественного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе архивную справку муниципального архива муниципального образования "Каргасокский район" от 16 августа 2018 г. N в которой отсутствует указание на временный перевод истца рулевым мотористом на водомет N в связи с производственной необходимостью, не требующей согласия работника (для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий; для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи государственного либо общественного имущества, для замещения отсутствующего работника), а прямо указано на временный перевод с согласия работника, то есть в соответствии со статье 25, а не статьей 26 Кодекса законов о труде Российской Федерации, суды правомерно не усмотрели оснований для применения в данном случае положения пункта 9 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002 г. N 516, гарантирующего работнику при переводе по производственной необходимости на другую работу в той же организации на срок не более одного месяца сохранение права на зачет периода такой работы в специальный стаж.
Довод жалобы о необоснованном отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии по достижении 52 лет подлежат отклонению, поскольку выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и установленных обстоятельствах по делу.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002г. N 516 при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 указанных Правил.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
В силу абзаца третьего пункта 3 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002 г. N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, пункт 3 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002г. N 516 допускает суммирование периода работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 2) с периодами работы в качестве рабочих и мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (подпункт 7 пункта 2), если в результате такого суммирования стаж для мужчин составит не менее 12 лет 6 месяцев.
Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о досрочном назначении пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа не применяется в силу прямого указания на это в абзаце третьем пункта 3 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002 г. N 516.
Суды при рассмотрении настоящего спора правильно исходили из того, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, аналогичная норма предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможно суммирование периодов работы, только если в результате такого суммирования специальный стаж составит 12 лет 6 месяцев, являются правильными, а доводы жалобы в данной части необоснованными.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм материального права, на исследовании имеющихся в деле доказательствах, которым в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана оценка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и не могут служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств.
Между тем суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 4 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Новикова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.