Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Лавник М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-395/2019 (УИД 04RS0007-01-2018-006632-37) по иску Шипицына Алексея Георгиевича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий
по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 5 июня 2019 г.
путем видеоконференц-связи при содействии Верховного суда Республики Бурятия (судья Мирзаева И.И.)
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.А, объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Моренковой В.Н. по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Шипицина А.Г, представителя Шипицина А.Г. по доверенности Балданцыреновой Ч.Ю, представителя Администрации Советского района г. Улан-Удэ по доверенности Аюшеевой Д.Н, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шипицын Алексей Георгиевич (далее по тексту - Шипицын А.Г.) обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ к Министерству социальной защиты населения по Республике Бурятия (далее по тексту - министерство) о признании за ним права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 25 февраля 2003 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Советского района г. Улан-Удэ, Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2019 г. исковые требования Шипицына А.Г. оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности Шипициным А.Г. наличия у него права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем на дату постановки на учет 25 февраля 2003 г, поскольку статус ветерана боевых действий был подтвержден ДД.ММ.ГГГГ г. выдачей удостоверения ветерана боевых действий.
Суд апелляционной инстанции, установив, что судом первой инстанции не было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, привлек указанное лицо к участию в деле, осуществил переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и пришел к выводу, что получение Шипициным А.Г. удостоверения ветерана боевых действий после 1 января 2005 г. не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законом "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 25 февраля 2003 г, в связи с чем определением от 05 июня 2019 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2019 г. отменил, принял по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Шипицына А.Г. и признал за ним право на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25 февраля 2003 г.
Не согласившись с определением апелляционной инстанции, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее по тексту - заявитель) обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что выводы суда апелляционной инстанции о наличии у Шипицина А.Г. статуса ветерана боевых действий и права на меры социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемое определение суда апелляционной инстанции подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шипицын А.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ г. участвовал в боевых действиях, условиях чрезвычайного положения на территории Республика Чечня.
Факт участия Шипицына А.Г. в боевых действиях на территории Республика Чечня подтверждается справкой МВД России (приказ МВД РФ от 1 декабря 1999 г. N N), карточкой учета сотрудника от ДД.ММ.ГГГГ г.
19 февраля 2003 г. Балданцыренова Ч.Ю. - супруга Шипицына А.Г. обратилась в Администрацию Советского района г. Улан-Удэ с заявлением о постановке ее на очередь по целевой программе обеспечения жильем молодых специалистов.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 25 февраля 2003 г. N N Балданцыренова Ч.Ю. (супруга Шипицына А.Г.) с 25 февраля 2003 г. принята на учет по улучшению жилищных условий с составом семьи N человека: ФИО12, ФИО13. (супруг), ФИО14 (дочь) по общему списку, очередь N.
Удостоверение ветерана боевых действий получено Шипицыным А.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.
25 октября 2006 г. Балданцыренова Ч.Ю. обратилась в Администрацию Советского района г. Улан-Удэ с заявлением об оформлении ее очереди на мужа - Шипицина А.Г, оставив себя и дочь в составе семьи.
Ветераны боевых действий, стоявшие на учете, были включены в отдельные списки Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на основании Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732 III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
На основании распоряжения Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 6 марта 2008 г. N N в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. Балданцыреновой Ч.Ю. была предоставлена освободившиеся 2-х комнатная неблагоустроенная квартира N N в доме N N по ул. Асеева с составом семьи N человека: муж - ФИО15, дочь - ФИО16, отец - ФИО17. согласно распоряжению от 07.12.2007 N N "О распределении освободившихся жилых помещений".
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 1 ноября 2018 г. N N Шипицин А.Г. исключен из Единого сводного списка граждан, имеющих право на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 28 Федерального закона о ветеранах (N N списка).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. Администрация Советского района г. Улан-Удэ уведомила Шипицына А.Г. об исключении его из Единого сводного списка граждан, имеющих право на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем с даты постановки на учет на основании того, что официальное удостоверение ветерана боевых действий им было получено позднее 1 января 2005 г.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Республики Бурятия от 4 мая 2006 г. N 1639-III "Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ" меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются категориям граждан, установленным статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Закона о ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", нуждающимся в улучшении жилищных условий" (статья 2).
Статьей 3 Закона Республики Бурятия N 1639-III установлено, что формой предоставления гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем является предоставление жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья (далее по тесту - субсидии) за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок предоставления ветеранам жилых помещений предусмотрен статьей 4 указанного Закона Республики Бурятия N 1639-III от 4 мая 2006 г.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 мая 2006 г. N 138 "Об утверждении порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по предоставлению ветеранам, инвалидам и семьям? имеющим детей-инвалидов единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в виде субвенций республиканскому бюджету, является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (пункт 2).
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Как было верно указано судом первой инстанции, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Шипицин А.Г. до 1 января 2005 г. не обращался. 25 февраля 2003 г. на учет в общую очередь встала супруга Шипицина А.Г. с составом семьи N человека.
Удостоверение ветерана боевых действий выдано Шипицину А.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.
Переоформление очереди на Шипицина А.Г. с его супруги, а затем перевод в льготную очередь на получение жилья имели место после 1 января 2005 г.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что получение Шипициным А.Г. удостоверения ветерана боевых действий после 1 января 2005 г. не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку законодатель не связывает наделение лица статусом ветерана боевых действий с выдачей удостоверения, соответственно мера социальной поддержки ветеранам боевых действий в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, вставшим на учет до 1 января 2005 г. предоставляется вне зависимости от времени получения им соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", сделаны без учета вышеизложенных норм права и фактических обстоятельств дела.
Наличие удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" является обязательным, но не единственным условием для предоставления права на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах".
В рассматриваемом деле отсутствуют доказательства обращения Шипицина А.Г. до 1 января 2005 г. в компетентные органы с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий.
То обстоятельство, что Шипицин А.Г. в составе семьи своей супруги состоял в очереди на получение жилья на общих основаниях, не предоставляет ему право после получения удостоверения ветерана боевых действий претендовать на изменение основания постановки на учет на получение жилья и на обеспечение жильем как ветерана боевых действий.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и привели к нарушению охраняемых законом публичных интересов, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам не позволяют признать определение суда апелляционной инстанции законным, оно подлежит отмене. Поскольку установление фактических обстоятельств дела является прерогативой суда первой инстанции, по правилам рассмотрения дел в которой судом апелляционной инстанции рассмотрен настоящий спор, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 5 июня 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
М.В. Лавник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.