N 88-6720/2021
г. Кемерово 18 июня 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Фроловой Т.В.
рассмотрел материал N 13-84/2020 по заявлению Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу об изменении способа и порядка исполнения решения Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. по гражданскому делу N 2-16/2010 по иску Телешева Владимира Ивановича к Министерству финансов Российской Федерации о выплате ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью
по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 20 ноября 2020 г. и апелляционное определение Кемеровского областного суда от 28 января 2021 г.
установил:
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области (далее - УФК по Кемеровской области - Кузбассу) обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. по гражданскому делу N 2-16/2010 по иску Телешева Владимира Ивановича (далее - Телешев В.И.) к Минфину России о выплате ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью.
Требования мотивированы тем, что решением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. по гражданскому делу N 2-16/2010 по иску Телешева В.И. к Минфину России о выплате ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Телешева В.И. взыскана задолженность в выплате ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью за период с 1 декабря 2006 г. по 31 декабря 2009 г. в размере 276 396 рублей. На Минфин России возложена обязанность за счет казны Российской Федерации производить в пользу Телешева В.И. ежемесячную выплату сумм возмещения вреда здоровью в размере 7 418, 07 рублей, начиная с 1 октября 2010 г. с ежегодным увеличением с учетом инфляции до определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты за причинение вреда жизни и здоровью граждан, а после определения Правительством Российской Федерации государственного органа уполномоченного производить соответствующие выплаты - указанным органом пожизненно.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 апреля 2010 г. решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. оставлено без изменения.
Определением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 1 июля 2011 г. разъяснено, что суммы возмещения вреда причиненного здоровью потерпевшего Телешева В.И, взысканные в его пользу решением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 октября 2010 г, подлежат индексации с учетом уровня инфляции (ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации), установленного в Федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Исполнительный лист по данному делу направлен в Минфин России.
Минфин России просил суд изменить способ и порядок исполнения решения Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. заменив Минфин России на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган с 1 января 2020 г. - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872.
Определением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 20
ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Кемеровского областного суда от 28 января 2021 г, заявление Минфина России в лице УФК по Кемеровской области - Кузбассу об изменении способа и порядка исполнения решения Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. по гражданскому делу N 2-16/2010 по иску Телешева В.И. к Минфину России о выплате ежемесячных платежей в возмещении вреда здоровью удовлетворено. Изменен порядок исполнения решения Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. по делу 2-16/2010 в части взыскания с Минфина России в пользу Телешева В.И. ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в размере 7 418, 07 рублей, заменив Минфин России на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган с момента вступления определения в законную силу на Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872.
В кассационной жалобе представителем Фонда социального страхования Российской Федерации ставится вопрос об отмене определения Тайгинского городского суда Кемеровской области от 20 ноября 2020 г. и апелляционного определения Кемеровского областного суда от 28 января 2021 г, как незаконных.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с п. 3 ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2020 г.
В соответствии с п. 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. по гражданскому делу N 2-16/2010 по иску Телешева В.И. к Минфину России о выплате ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскана в пользу Телешева В.И. задолженность в выплате ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью за период с 1 декабря 2006 г. по 31 декабря 2009 г. в размере 276 396 рублей. На Минфин России возложена обязанность за счет казны Российской Федерации производить в пользу Телешева В.И. ежемесячную выплату сумм возмещения вреда здоровью в размере 7 418, 07 рублей, начиная с 1 октября 2010 г. с ежегодным увеличением с учетом инфляции до определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты за причинение вреда жизни и здоровью граждан а после определения Правительством Российской Федерации государственного органа уполномоченного производить соответствующие выплаты - указанным органом пожизненно.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 апреля 2010 г. решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г. оставлено без изменения.
Определением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 1 июля 2011 г. разъяснено, что суммы возмещения вреда причиненного здоровью потерпевшего Телешева В.И, взысканные в его пользу решением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2010 г, подлежат индексации с учетом уровня инфляции (ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации), установленного в Федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22 декабря 2004 г. Производственно-сельскохозяйственный кооператив "Литвиновский" признан банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство.
Телешеву В.И. судом выданы исполнительные листы и направлены в Минфин России.
Обращаясь в суд первой инстанции с заявлением об изменении способа порядка исполнения решения суда, Минфин России в качестве основания, влекущего необходимость изменения способа и порядка исполнения судебного акта, ссылался на введение в действие с 1 января 2020 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872).
Удовлетворяя заявление об изменении способа и порядка исполнения определения суда, суд первой инстанции исходил из того, что после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 в силу нового правового регулирования Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам, с 1 января 2020 г. функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Минфине России, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Минфина России к Фонду социального страхования Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что необходимо было исследовать объем капитализированных платежей, выплаченных Министерством финансов Российской Федерации Телешеву В.И. в период с 1 октября 2010 г. по 1 января 2020 г, неправомерно возлагать на Фонд социального страхования Российской Федерации обязанность по индексации ежемесячных сумм в возмещения вреда здоровью, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что не представлена информация об общем размере исполненных и не исполненных Минфином России обязательств по выплате ежемесячного возмещения вреда здоровью Телешеву В.И, не влияет на правильность выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку п. 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872, предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Доводы жалобы о необоснованном возложении на Фонд социального страхования Российской Федерации обязанности по индексации ежемесячных сумм, фактически сводятся к несогласию с обстоятельствами, установленными при рассмотрении по существу иска Телешева В.И. к Минфину России о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, которые находятся за рамками предмета рассмотрения заявления Минфина России об изменении порядка и способа исполнения решения суда.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права не допущено, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
определение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 20 ноября 2020 г. и апелляционное определение Кемеровского областного суда от 28 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Т.В. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.