Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Стахова Т.М., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на определение Курганского областного суда от 31 мая 2021 года об оставлении административного искового заявления без движения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N9 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее- ЖКС N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, в котором просило признать недействующим с 01 апреля 2017 года пункт 2 постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года N 316 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области" в части действия норматива для с. Мансурово Сафакулевского района, как несоответствующий федеральному законодательству, в том числе Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Определением Курганского областного суда от 31 мая 2021 года административное исковое заявление оставлено без движения до 11 июня 2021 года по причине непредставления административным истцом документов об уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В частной жалобе административный истец просит отменить определение суда от 31 мая 2021 года, как незаконное, указав, что органы военного управления, в Перечень которых входит ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО, освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 КАС Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Проверив представленные материалы, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции считает определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым, в том числе судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее-Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" следует, что при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
В пункте 2 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02 марта 2017 года создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2019 года N 106 "Об осуществлении федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства обороны Российской Федерации, полномочий Министерства обороны Российской Федерации по исполнению публичных обязательств" утвержден Перечень федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, которым передаются полномочия Министерства обороны Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме. В том числе, в указанный перечень включено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятия "государственные органы" применительно к подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36. Вместе с тем, из буквального толкования данного понятия следует, что оно определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец действует не в своих интересах, а в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. выполняет отдельные функции государственного органа.
В этой связи на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при осуществлении государственных функций распространяются льготы, установленные подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для освобождения административного истца от уплаты государственной пошлины нельзя признать правомерным, а определение от 31 мая 2021 года не является законным и подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отменить определение Курганского областного суда от 31 мая 2021 года.
Материал по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Правительству Курганской области о признании недействующим с 01 апреля 2017 года пункта 2 постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года N 316 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области" в части действия норматива для с. Мансурово Сафакулевского района, направить в Курганской областной суд со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.