Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Красько Д.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 ноября 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 2 февраля 2021 года в отношении муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Звезда Севера" Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (далее - МАУ "Редакция газета "Звезда Севера") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 2 февраля 2021 года, юридическое лицо - МАУ "Редакция газета "Звезда Севера" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, директор - главный редактор МАУ "Редакция газета "Звезда Севера" Красько Д.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Исходя из положений абзаца 6 статьи 1 и пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ режим повышенной готовности - это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемый при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Подпунктами "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 (далее - Правила поведения N 417), при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2020 года N 120-рп в целях недопущения завоза и распространения коронавирусной инфекции нового типа 2019-nCoV на территории Хабаровского края введен режим повышенной готовности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 августа 2020 года N 364-пр "Об отдельных организационных мероприятиях, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление Правительства Хабаровского края N 364-пр), действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, до особого распоряжения, сохраняются ограничения по соблюдению обязательного масочного режима при нахождении во всех общественных местах, предприятиях, организациях, учреждениях всех форм собственности, в том числе в медицинских организациях, аптеках и аптечных пунктах, помещениях (площадях) объектов розничной торговли, других организаций, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населения (пункт 2.1); работодатели, осуществляющие деятельность на территории Хабаровского края, обязаны проводить мероприятия по усилению дезинфекционного режима, в том числе по измерению температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой, использованию работниками гигиенических масок, а также по применению режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличению кратности дезинфекции помещений, обеззараживанию воздуха и поверхностей в помещениях (пункт 4.1); обеспечить на входе в здания, строения, сооружения возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе с помощью установленных дозаторов, или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры (пункт 4.2); перевести на дистанционный режим работы работников в возрасте старше 65 лет, за исключением руководителей и сотрудников предприятий, организаций, учреждений и органов власти, нахождение которых на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования (пункт 4.3).
Со 2 июля 2021 года на территории Хабаровского края действует постановление Правительства Хабаровского края от 2 июля 2021 года N 274-пр "Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края", которым сохранены указанные выше ограничения, связанные с соблюдением обязательного масочного режима (пункт 1); проведением мероприятий по усилению дезинфекционного режима, в том числе по измерению температуры тела работникам на рабочих местах (пункт 5.1); обеспечением на входе в здания, строения, сооружения возможности обработки рук кожными антисептиками (пункт 5.2); переводе на дистанционный режим работы работников в возрасте старше 65 лет(пункт 5.3).
Из материалов дела следует, что 10 ноября 2020 прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, соблюдения требований постановления Правительства Хабаровского края N 364-пр в МАУ "Редакция газеты "Звезда Севера", в ходе которой установлено, что работники учреждения не обеспечены медицинскими масками, запас медицинских масок отсутствует. Также отсутствует термометр для измерения температуры тела работников, температурный режим не соблюдается, температура тела работников не измеряется. При входе в здание МАУ "Редакция газета "Звезда Севера" и в его помещениях отсутствуют кожные антисептики для обработки рук, в том числе с помощью установленных дозаторов, а также дезинфицирующие салфетки. Контроль за соблюдением гигиенических процедур не осуществляется. Бухгалтер редакции газеты ФИО5 осуществляет трудовую деятельность в период с 29 сентября 2020 года по настоящее время (10 ноября 2020 года включительно), на дистанционный режим работы не переведена.
Таким образом, в действиях МАУ "Редакция газета "Звезда Севера" имеется состав административного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Представленные в дело доказательства отвечают требованиям допустимости, относимости и достаточности в своей совокупности для целей, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе осуществления прокурором проверки в отношении МАУ "Редакция газеты "Звезда Севера" грубых нарушений законодательства не допущено.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17 февраля 2015 года N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.
В данном случае проверка проведена прокурором Аяно-Майского района Хабаровского края 10 ноября 2020 года во исполнение поручения прокуратуры Хабаровского края от 1 апреля 2020 года N 7/2-12-2020, пункта 1.10 решения оперативного совещания при заместителе прокурора Хабаровского края от 4 июня 2020 года "О состоянии законности в сфере профилактики распространения коронавирусной инфекции", приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23 января 2018 года N 24 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов".
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Решение о проведении проверки N 77 принято прокурором района 10 ноября 2020 года.
Копия указанного решения была вручена законному представителю проверяемого лица 10 ноября 2020 года, акт проверки от 10 ноября 2020 года составлен с участием Красько Д.В.
Ссылка в жалобе на постановление Правительства Российской Федерации N 438 от 3 апреля 2020 года "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым установлены ограничения в 2020 году на проведение указанных видов контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, правильности состоявшихся по делу выводов не опровергает.
Указанное постановление не распространяется на прокурорский надзор, что прямо следует из взаимосвязанных положений постановления, принятого в соответствии с частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пункта 3 части 3 статьи 1 названного Федерального закона о том, что его положения не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
Приказ Генпрокуратуры России от 27 марта 2009 года N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на который имеется ссылка в рассматриваемой жалобе, не применим к рассматриваемым правоотношениям, поскольку проверка МАУ "Редакция газеты "Звезда Севера" проведена не в рамках осуществления государственного надзора (контроля), муниципального контроля, а в порядке реализации функций прокурорского надзора, функции по осуществлению которого за органами прокуратуры закреплены Законом о прокуратуре.
В соответствии с пунктом 13 статьи 21 Закона о прокуратуре привлечение к проверке представителей иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций является правом, а не обязанностью прокуратуры и связана с необходимостью использовать специальные знания в определенных областях, которыми прокурор не обладает.
Из обстоятельств настоящего дела не следует, что без привлечения специалистов в области санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации надлежащее проведение проверки по настоящему делу было невозможным.
Таким образом, необходимость привлечения представителей иных государственных органов для осуществления ими экспертно-аналитических функций отсутствовала.
Прокуратура Аяно-Майского района Хабаровского края действовала в пределах представленных ей полномочий в соответствии с Законом о прокуратуре. Превышения прокурором полномочий при проведении проверки не установлено.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено МАУ "Редакция газета "Звезда Севера" в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении МАУ "Редакция газета "Звезда Севера" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 ноября 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 2 февраля 2021 года в отношении муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Звезда Севера" Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.