Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. на вступившее в законную силу решение судьи Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2021 года в отношении Гавриш Дарьи Андреевны по делу об административном правонарушении, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 18 февраля 2021 года Гавриш Д.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2021 года постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 18 февраля 2021 года изменено, действия Гавриш Д.А. переквалифицированы на часть 1 статьи 20.6.1 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. просит решение судьи краевого суда отменить.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов дела, 16 декабря 2020 года в 15 часов 28 минут регистратор Центра медицинских комиссий ООО " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" Гавриш Д.А, в нарушение пункта 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 1 июня 2020 года N 19 "Об ограничительных мероприятиях в организациях и на объектах в целях недопущения распространения COVID-2019 в Хабаровском крае", находилась на рабочем месте в отсутствие средств индивидуальной защиты рук - перчаток.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2020 года N120-пр на территории Хабаровского края введен режим повышенной готовности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Гавриш Д.А. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судья районного суда пришел к выводу о том, что Гавриш Д.А. в период введения на территории Хабаровского края обязанности работников предприятий по ношению средств индивидуальной защиты на рабочих местах (масок, респираторов, перчаток) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, - новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выразилось в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в связи с чем ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судья Хабаровского краевого суда при пересмотре дела по жалобе на постановление о назначении наказания пришел к выводу о том, что описанные при правильно установленных обстоятельствах дела виновные действия Гавриш Д.А. подлежат квалификации по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ с назначением соответствующего санкции данной нормы наказания.
Выводы судьи краевого суда нахожу правильными и доводами жалобы должностного лица Роспотребнадзора не опровергнутыми.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом а.2 статьи 10 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Пункты 3 и 4 Правил предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии человека; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2020 года N 120-рп на территории Хабаровского края введен режим повышенной готовности (пункт 1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом а.2 статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 1 июня 2020 года N 19 "Об ограничительных мероприятиях в организациях и на объектах в целях недопущения распространения COVID-2019 в Хабаровском крае" (далее - постановление N 19), принятого с целью снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края, руководителям организаций и предприятий предписано реализовать комплекс мероприятий по профилактике распространения COVID-2019.
Пунктом 3 постановления N19 работникам предприятий, организаций независимо от формы собственности постановлено использовать средства индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки) на рабочих местах.
Фактически названным постановлением Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю введены ограничительные мероприятия и установлены дополнительные правила поведения, которыми за работниками закреплена обязанность использовать средства индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки) на рабочих местах.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, в числе иного, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, на часть 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса (вопрос 21 названного Обзора).
Для правильного применения разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание изложенное, судья Хабаровского краевого суда пришел к правильному выводу о том, что совершенное Гавриш Д.А. деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В постановлении о привлечении к административной ответственности не приведены какие-либо нормы действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы нарушила или не выполнила Гавриш Д.А.
В силу статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия предусматриваются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление N 19 санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не является.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предполагает наступление административной ответственности за невыполнение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также за невыполнение законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из постановления N 19 не следует, что им установлены непосредственно санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а также санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Указанным постановлением введены ограничительные мероприятия, ограничивающие распространение конкретного заболевания COVID-2019, в связи с введением 13 февраля 2020 года на территории Хабаровского края режима повышенной готовности.
При этом пунктами 3, 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, предусматривается кроме всего прочего, необходимость обязательного соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии человека, а также запрет осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Исходя из анализа указанных нормативных правовых актов, действия Гавриш Д.А. свидетельствуют о невыполнении ею правил поведения при введении ограничительных мероприятий на территории Хабаровского края.
Несоблюдение конкретными работниками организаций и предприятий правил поведения, в том числе связанных с профилактикой распространения заболевания COVID-2019, в данном конкретном случае - нахождение на рабочем месте без перчаток, влечет ответственность физического лица по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях Гавриш Д.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Решение судьи Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2021 года является законным и обоснованным и по доводам жалобы отмене не подлежит.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, постановила:
решение судьи Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2021 года в отношении Гавриш Дарьи Андреевны по делу об административном правонарушении, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. без удовлетворения
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.