Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу директора МБОУ ООШ поселка Пуир Николаевского муниципального района Хабаровского края Горчаковой И.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 42 судебного района города Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 22 сентября 2020 года, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 года в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа поселка Пуир Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 42 судебного района города Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 22 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2020 года, юридическое лицо - муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа поселка Пуир Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - МБОУ ООШ поселка Пуир) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, директор МБОУ ООШ поселка Пуир Горчакова И.В. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения или возвращении дела на новое рассмотрение.
Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Материалами дела установлено, что 02 августа 2019 года отделом надзорной деятельности по городу Николаевск-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району МБОУ ООШ поселка Пуир выдано предписание N 31/1/1 о возложении обязанности в здании классов функциональной пожарной опасности Ф 4.1 обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации со сроком исполнения до 25 сентября 2019 года, который по обращению директора МБОУ ООШ поселка Пуир перенесен на 29 июня 2020 года.
В ходе проведенной 16 июля 2020 внеплановой проверки установлено, что 30 июня 2020 года предписание не выполнено, что послужило основанием для привлечения МБОУ ООШ поселка Пуир к административной ответственности на основании части 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, предписанием от 02 августа 2019 года N 31/1/1, протоколом об административном правонарушении от 16 июля 2020 года N 44, актом проверки от 16 июля 2020 года N 19, распоряжением от 06 июля 2020 года N 19 и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из буквального толкования диспозиции части 13 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что должностным лицом органа государственного надзора было выдано законное предписание, однако МБОУ ООШ поселка Пуир не приняло всех необходимых мер для его выполнения.
Доводы жалобы о том, что исполнение предписания не относится к компетенции общеобразовательного учреждения, поскольку дублирование системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны обеспечивается посредством сотовой связи, за качество которой школа не может нести ответственность, не ставят под сомнение правильность состоявшихся по делу выводов.
В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Здания образовательных организаций относятся к зданиям классов функциональной пожарной безопасности Ф 4.1
В соответствии с пунктом 9.2.2 ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний" система передачи извещений о пожаре должна обеспечивать передачу от прибора, устанавливаемого на объекте, на прибор, устанавливаемый в пожарно-спасательном подразделении.
При этом могут быть применены различные средства связи и оборудование, обеспечивающие эффективное дублирование сигнала и удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
Таким образом, отсутствие сотовой связи само по себе не может быть признано достаточным для целей освобождения от административной ответственности за неисполнение законно выданного предписания органа пожарного надзора.
Кроме того, следует отметить, что срок исполнения предписания по ходатайству образовательного учреждения был продлен на несколько месяцев в целях принятия исчерпывающих мер для приведения здания школы в надлежащее противопожарное состояние. Несмотря на это, здание учебного заведения в надлежащее состояние приведено не было.
Действия МБОУ ООШ поселка Пуир квалифицированы по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Порядок и срок давности привлечения МБОУ ООШ п. Пуир к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено МБОУ ООШ п. Пуир в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц санкцией части 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 42 судебного района города Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 22 сентября 2020 года, решение суди Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 года в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа поселка Пуир Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора МБОУ ООШ поселка Пуир Николаевского муниципального района Хабаровского края Горчаковой И.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.