Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" Солодянкиной Н.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 4 декабря 2020 года N 22-189/2020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 марта 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 28 апреля 2021 года в отношении Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 4 декабря 2020 года N 22-189/2020 Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП, Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 28 апреля 2021 года, постановление должностного лица административного органа изменено указанием на совершение административного правонарушения 10 ноября 2020 года.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Солодянкина Н.В. просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона (части 1, 2 статьи 23.1 Закона об охране окружающей среды).
Согласно частям 1, 2 статьи 67.1 Закона об охране окружающей среды в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 года N 667 утверждены Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, в соответствии с пунктом 2 которых план разрабатывается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность: на объектах II категории, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды; на объектах II категории, являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ; на объектах III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
Материалами дела установлено, что КГУП "Камчатский водоканал" на основании Решения Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края N 41-19.07.00.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от 3 апреля 2017 года является пользователем водного объекта - часть реки Халактырка, Кирпичная в целях сброса сточных вод.
Выпуск сточных вод N 9 "Волна" состоит на государственном учете как источник негативного воздействия на окружающую среду: код объекта 30-0141-000083-Т, II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - средняя.
Допустимый сброс - 111, 52 тыс. м3/год. Превышение допустимого объема сброса не установлено.
По результатам проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в связи с поступившей информацией о фактах выявленного загрязнения прибрежных морских вод Халактырского пляжа Тихого океана внеплановой выездной проверки в отношении КГУП "Камчатский водоканал" по местам фактического осуществления деятельности установлено, что Предприятие при эксплуатации водного объекта - часть реки Халактырка, Кирпичная через выпуск N 9 "Волна" осуществляло сброс сточных вод с превышением допустимых значений загрязняющих веществ - нормативов допустимых сбросов, при отсутствии плана мероприятий по охране окружающей среды.
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения главным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Розиной Н.А. в отношении КГУП "Камчатский водоканал" 4 декабря 2020 года постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.
Правильность выводов должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица указанного состава правонарушения подтверждена решениями судей Петропавловск-Камчатского городского и Камчатского краевого судов.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы относительно отсутствия в материалах дела доказательств сброса сточных вод с превышением допустимых значений загрязняющих веществ опровергается материалами дела.
Так по объекту выпуск сточных вод N 9 "Волна" имеется декларация о воздействии на окружающую среду, к которой прилагается расчет нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) по выпуску N 9.
Расчет НДС выполнен по следующим веществам: ион-аммония, нитриты, нитраты, хлориды, сульфаты, фосфаты, железо общее, АПАВ, взвешенные вещества, БПК, нефтепродукты.
В ходе проверки экспертной организацией ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Камчатскому краю проведены отборы проб сточных вод из последнего перед сбросом канализационного колодца и природных вод водного объекта - реки Халактырка, Кирпичная. Согласно протоколу анализа отобранных проб сточные воды на выпуске N 9 "Волна" превышают допустимые значения, содержащиеся в расчете НДС декларации о воздействии по следующим веществам: БПК, взвешенные вещества, ион-аммония, фосфаты, железо, АПАВ, нефтепродукты.
Вопреки доводу жалобы несоответствие места отбора проб условиям Решения Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края N 41-19.07.00.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, поскольку не опровергает состоявшиеся по делу выводы о несоблюдении Предприятием экологических требований к охране природной воды при эксплуатации источника негативного воздействия на окружающую среду.
Выводы судей Петропавловск-Камчатского городского суда и Камчатского краевого суда, проверивших доводы жалобы о нарушении части 6 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), нахожу правильными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Для участия в проверке привлечены конкретные, аккредитованные эксперты, которые не состояли в гражданско-правовых или трудовых отношениях с КГУП "Камчатский водоканал", в отношении которого осуществлена проверка.
Прямого запрета на привлечение экспертов, состоящих в трудовых отношениях с организациями, с которыми у проверяемого лица имеются договорные отношения, пункт 6 статьи 12 Федерального закона N294-ФЗ не содержит.
Грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, установленных положениями Федерального закона N 294-ФЗ, что могло бы повлечь недопустимость доказательств, по делу не установлено.
Иные доводы жалобы, в том числе о нарушении требований к процедуре отбора проб, отсутствии разработанного на законодательном уровне порядка установления временно разрешенных сбросов, времени совершения административного правонарушения являлись предметом проверки нижестоящих судов, получили обоснованную оценку, с которой оснований не согласиться не имеется. Приведенные судьями выводы об отклонении возражений в защиту КГУП "Камчатский водоканал" убедительно аргументированы со ссылками на представленные в дело доказательства, основаны на правильном правоприменении законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения.
Неустранимых сомнений в доказанности обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, не имеется.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения КГУП "Камчатский водоканал" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.1 КоАП РФ для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 4 декабря 2020 года N 22-189/2020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 марта 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 28 апреля 2021 года в отношении Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Солодянкиной Н.В. - без удовлетворения.
Судья Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.