Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Любинского Л.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 30 ноября 2020 года и решение судьи Приморского краевого суда от 2 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Любинского Леонида Ивановича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 2 февраля 2021 года, Любинский Л.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Любинский Л.И. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава, события административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств.
Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
По смыслу положений абзаца 6 статьи 1 и пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) режим повышенной готовности - это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемый при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Подпунктами "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения предоставлено право устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" (далее - постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг) на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
Пунктом 2 указанного постановления (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлено, что гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края, необходимо использовать при посещении мест приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством, иных общественных мест, а также при пользовании транспортном общего пользования, в том числе такси, средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания).
В актуальной редакции постановления названная обязанность является действующей.
Материалами дела установлено, что Любинский Л.И. 29 октября 2020 года в 16 часов 30 минут находился в магазине "Паллада" по адресу: "адрес"" без средств индивидуальной защиты (маски, респиратора), чем нарушил обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы Любинского Л.И. в период, относящийся к событию рассматриваемого административного правонарушения, в целях снижения рисков завоза и распространения на территории новой коронавирусной инфекции(2019-nCoV) на территории Приморского края постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг введен режим повышенной готовности (пункт 1).
Введение режима повышенной готовности на территории Приморского края, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, обязывает всех без исключения граждан, юридических лиц строго следовать законным требованиям (указаниям) должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Право компетентного органа субъекта Российской Федерации устанавливать ограничительные мероприятия подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области".
Губернатор Приморского края в соответствии со статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года, входит в систему органов государственной власти Приморского края и является высшим должностным лицом Приморского края, осуществляющим государственную власть на условиях и в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края, договорами с федеральными органами государственной власти, если эти договоры относятся к осуществлению исполнительной власти (часть 1 статьи 34 Устава).
Установление дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями Приморского края правил поведения при введении режима готовности или чрезвычайной ситуации входит в компетенцию Губернатора Приморского края.
Проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года).
По делу, возбужденному в отношении Любинского Л.И, компетентным должностным лицом необходимость в проведении административного расследования не установлена.
Протокол по делу составлен уполномоченным должным лицом органа отдела полиции N 4 УМВД России по городу Владивостоку.
Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 975-р в соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ утвержден перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ. В указанный перечень включены должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 1).
В соответствии с положениями части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р обладает всеми признаками нормативности: издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Указание судьей Приморского краевого суда, оставившим без изменения постановление судьи районного суда, в описательно-мотивировочной части решения от 2 февраля 2021 года на то, что "ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения постановления судьи" является опиской, подлежащей исправлению в соответствии с положениями статьи 29.12.1 КоАП РФ, которая не повлечет изменения сути судебного акта.
Изложенные в решении судьи Приморского краевого суда выводы о законности и обоснованности постановления судьи районного суда последовательны, логичны и сомнений в их правильности не усматривается.
Административное наказание назначено Любинскому Л.И. в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Любинского Л.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 30 ноября 2020 года и решение судьи Приморского краевого суда от 2 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Любинского Леонида Ивановича оставить без изменения, жалобу Любинского Л.И. без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.