Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Хабаровска Пильщиковой В.Е. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска об оспаривании постановления в части.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления от 20 февраля 2020 года N 617 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц указанного жилого дома, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что установленный администрацией г. Хабаровска в оспариваемом постановлении срок отселения жильцов до 2025 года с учетом аварийного состояния здания не является разумным, противоречит жилищному законодательству, которое основано на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности. Доказательств, свидетельствующих о возможности проживания граждан в аварийном доме до 2025 года, а также наличия объективных препятствий для проведения капитального ремонта дома ранее данного срока в рамках прокурорской проверки администрацией города не предоставлено.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования прокурора удовлетворены, постановление администрации г. Хабаровска от 20 февраля 2020 года N 617 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года признано незаконным, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов "адрес", не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации г. Хабаровска Пильщиковой В.Е. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие у прокурора права обращаться в суд с настоящим административным иском, поскольку круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определен. Судом не установлено, что оспариваемое постановление нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, противоречит каким-либо нормативным правовым актам, что исключает признание его незаконным. Указанный в постановлении срок для отселения граждан является предельным, установлен органом местного самоуправления в рамках своей компетенции, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий. Установленный судом срок для отселения жильцов многоквартирного дома в жилые помещения маневренного фонда является неразумным, не отвечает принципам исполнимости и правовой определенности судебного акта, нарушает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Судами не учтено, что осуществить переселение в установленные сроки не представляется возможным по причине отсутствия достаточного количества свободных жилых помещений маневренного фонда. Также полагает, что прокурором пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском.
Административный ответчик - администрация г. Хабаровска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, ее представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном жилье, в ходе которой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ N администрацией г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 617 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", согласно которому срок отселения жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда установлен до 2025 года.
Проверяя законность указанного постановления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что установленный в нем срок отселения граждан из подлежащего реконструкции признанного аварийным многоквартирного жилого "адрес" (до 2025 года) не является разумным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку представленные в материалы дела доказательства объективно подтверждают факт того, что техническое состояние спорного многоквартирного дома создает опасность для жизни и здоровья граждан ввиду наличия реальной угрозы обрушения несущих конструкций здания.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков, в данном случае реконструкции дома.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Материалами дела подтверждено, что многоквартирный жилой дом, распложенный по адресу: "адрес", по состоянию на 1994 год имел физический износ 67%.
Экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от ДД.ММ.ГГГГ установлено несоответствие жилого дома требованиям пунктов 2.2, 4.2, 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных пунктов".
Согласно отчету по результатам обследования технического состояния жилого дома установлено аварийное состояние его фундаментов, стен, перекрытий, техническое состояние крыши - недопустимое. Выявленные в ходе проведения обследования дефекты и повреждения нарушают нормальную эксплуатацию здания, установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания, причинами которых являются условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 3.12 "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
В СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций, зданий и сооружений" разъяснено, что недопустимым состоянием является категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).
Совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, невозможности безопасного проживания жильцов дома в нем до 2025 года, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что срок для отселения жильцов "адрес", установленный постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N до 2025 года, не может быть признан разумным.
Каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов указанного многоквартирного дома до начала его реконструкции, администрацией г. Хабаровска не представлено.
Разрешая вопрос о порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности установить разумный срок отселения жильцов жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и определить сроки отселения, не превышающие двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом технического состояния спорного многоквартирного дома, периода времени, истекшего с даты признания здания аварийным и подлежащим реконструкции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения администрацией г. Хабаровска соответствующей процедуры по переселению жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда, суд кассационной инстанции считает, что определенный судом для административного ответчика предельный срок для переселения граждан соответствует требованиям разумности и не свидетельствует о неисполнимости судебного акта.
Вопреки позиции административного ответчика, изложенной в кассационной жалобе, отсутствие в муниципальной собственности жилых помещений маневренного фонда не может являться основанием для признания действий администрации муниципального образования правомерными при наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан в связи с аварийным состоянием многоквартирного дома, которое может привести к его обрушению.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с настоящим административным иском в связи с тем, что круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определен, является необоснованным, поскольку бездействие административного ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме, так и неопределенного круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним.
Ссылку администрации г. Хабаровска в кассационной жалобе на пропуск прокурором трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд следует признать несостоятельной.
Действительно, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В то же время в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в течение всего срока, установленного оспариваемым постановлением администрации г. Хабаровска от 20 февраля 2020 года N 617, прокурор вправе поставить вопрос о его неразумности в той мере, в которой истекший после принятия обжалуемого постановления и до обращения в суд с административным иском период стал являться чрезмерно длительным и нарушающим права и законные интересы граждан.
В целом доводы кассационной жалобы администрации г. Хабаровска сводятся к несогласию с оценкой исследованных судами доказательств и не содержат обстоятельств, являющихся основанием к отмене принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отменены решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы администрации г. Хабаровска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.