Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Платонова Л.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Сухановой "данные изъяты" к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Суханова А.В. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в кадастровом квартале N в соответствии с проектом схемы расположения границ на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что, как многодетная мать, она обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для использования под индивидуальное жилищное строительство, на которое от административного ответчика получила письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ N по основаниям несоответствия площади испрашиваемого участка предельным размерам, установленным Правилами землепользования и застройки г. Якутска для зоны "Ж-1", и расположения земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта.
С данным решением она не согласна, поскольку ею испрашивался земельный участок площадью 1000 кв.м. в соответствии с проектом схемы расположения границ земельного участка на кадастровой карте территории, что соответствует установленным предельным размерам. Границы водного объекта, на который ссылается административный ответчик, в установленном порядке не определены, и в государственном кадастре недвижимости сведения о местоположении береговой линии отсутствуют.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований Сухановой А.В. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца Платоновым Л.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что административный истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь испрашиваемого земельного участка соответствует предельным размерам, установленным для зоны "Ж-1", а проект межевания территории "адрес" не подлежал применению по основанию его противоречия Правилам землепользования и застройки г. Якутска, принятым ранее и имеющим большую юридическую силу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Суханова А.В. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" в кадастровом квартале N, для индивидуального жилищного строительства, представив на утверждение схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м. на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что проектом межевания территории микрорайона Марха, утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено формирование земельного участка ориентировочной площадью 956 кв.м. При этом согласно Правилам землепользования и застройки г. Якутска испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж-1", в которой предельные параметры земельного участка установлены от 1000 по 2500 кв.м, тем самым площадь участка не соответствует минимальной площади, установленной в данной зоне. Кроме этого, указано на расположение земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 11.3, 11.9, 27, 28, 39.5, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 41, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 5, 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), пришли к выводу об отсутствии доказательств нахождения испрашиваемого Сухановой А.В. земельного участка в границах береговой полосы водного объекта, но при этом оспариваемый отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска признали законным в связи с тем, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден проект межевания, которым предусмотрено формирование земельного участка площадью 956 кв.м, что не соответствует установленным Правилами землепользования и застройки г. Якутска предельным размерам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне "Ж-1", между тем утвержденный проект межевания территории "адрес" городского округа "город Якутск" принят уполномоченным органом, в установленном порядке, официально опубликован, по содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а административный истец не обращалась в соответствии с частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами нижестоящих судов, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствующей правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценке представленных в материалы дела доказательств, а изложенные в кассационной жалобе доводы не влекут отмену принятых по делу судебных актов в силу следующего.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1).
Согласно подпункту 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Предоставление земельных участков бесплатно в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) предусмотрено статьей 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счет заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трех и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Положениями части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
При таком правовом регулировании, учитывая наличие в отношении территории, в пределах которой расположен испрашиваемый Сухановой А.В. земельный участок, утвержден на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N проект межевания территории предварительное согласование предоставления административному истцу в собственность земельного участка путем утверждения представленной Сухановой А.В. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории противоречит положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду нарушения установленной законом процедуры образования земельных участков.
В соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, осуществляется в порядке очередности, в соответствии с которой орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, уведомляет заявителей о наличии земельных участков в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, которые в свою очередь вправе осуществить выбор земельного участка в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Следовательно, оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ, является законным и прав административного истца не нарушает, поэтому суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Сухановой А.В. требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что проект межевания территории "адрес" не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в части установленных предельных размеров земельных участков в территориальной зоне "Ж-1", судебной коллегией кассационного суда отклоняются, поскольку законность проекта межевания территории "адрес" городского округа "город Якутск", утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N, в установленном порядке не оспорена, и Суханова А.В. не обращалась с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект в порядке, установленном градостроительным законодательством для подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.
В целом доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают, по своей сути направлены на иную оценку установленных на основании представленных сторонами доказательств фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, поскольку судами нижестоящих инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленными обстоятельствам, основания для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Платонова Л.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.