Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Ленск" на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Докторов А.Н. к муниципальному образованию "Город Ленск" о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Ленск" Ивановой О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителей Докторова А.Н. - Докторовой В.В. и Путинцева О.Л, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Докторов А.Н. является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном "адрес" Республики Саха (Якутия). Указанный многоквартирный дом признан аварийным и включён в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы". Решением, изложенным в письме главы администрации муниципального образования "Город Ленск" от 21 мая 2020 года N, Докторову А.Н. отказано в предоставлении другого жилого помещения взамен подлежащего сносу аварийного жилья, а также предложено получить денежное возмещение за изымаемое жилое помещение согласно отчёту о его оценке рыночной стоимости в связи с тем, что административный истец приобрёл право собственности на жилое помещение после признания дома аварийным.
Считая данное решение не основанным на положениях действующего законодательства, а также нарушающим его права, Докторов А.Н. обратился в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) с административными исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Ленск", в котором просил суд признать незаконным решение об отказе в предоставлении ему жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, изложенное в письме от 21 мая 2020 года N; возложить на главу администрации муниципального образования "Город Ленск" Хорунова А.А. обязанность предоставить Докторову А.Н. равноценное жилое помещение на праве собственности; взыскать с муниципального образования "город Ленск" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2020 года административное исковое заявление Докторова А.Н. было удовлетворено: признано незаконным решение главы администрации муниципального образования "Город Ленск" об отказе в предоставлении Докторову А.Н. другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, изложенное в письме от 21 мая 2020 года N; на главу администрации муниципального образования "Город Ленск" возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Докторова А.Н. путём предоставления ему равноценного жилого помещения на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес"; с муниципального образования "Город Ленск" в пользу Докторова А.Н. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Настоящее дело судом первой инстанции рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2020 года дело по исковому заявлению Докторова А.Н. передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2020 года решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2020 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2020 года отменено, дело направлено в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) на новое апелляционное рассмотрение в порядке административного судопроизводства в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 года решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика - без удовлетворения.
18 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Город Ленск", поданная 22 апреля 2021 года через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенным судами неправильным применением норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Докторов А.Н, извещённый о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По мнению судебной коллегии Девятого кассационного суда общей юрисдикции, обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 15 сентября 2016 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации муниципального образования "Город Ленск" от 3 марта 2015 года N, составлено заключение N о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года N 50 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы". Указанный выше многоквартирный дом включён в данную республиканскую программу с указанием на признание его аварийным 22 октября 2016 года.
Докторов А.Н. является собственником "адрес" Республики Саха (Якутия) на основании договора дарения от 23 июля 2018 года, право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 13 августа 2018 года (номер государственной регистрации права N).
16 марта 2020 года Докторов А.Н. обратился к главе администрации муниципального образования "Город Ленск" с заявлением о предоставлении ему другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу жилья.
Письмом от 21 мая 2020 года за исходящим N за подписью главы администрации муниципального образования "город Ленск" Хорунова А.А. административному истцу сообщено, что он имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку он приобрёл право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным; для заключения соглашения о выкупе ему необходимо представить отчёт об оценке рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
Признавая незаконным решение главы администрации муниципального образования "Город Ленск", изложенное в письме от 21 мая 2020 года N, Ленский районный суд Республики Саха (якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), указал в решении, что административный истец имеет право на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу жилья. Положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые имеется ссылка в письме административного ответчика, в данном случае неприменимы, поскольку право Докторова А.Н. на обеспечение жилым помещением возникло ранее введения указанной правовой нормы в действие. Само право на предоставление жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу подлежит реализации с 27 марта 2019 года, то есть после утверждения Правительством Республики Саха (Якутия) республиканской программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в 2019-2025 годы". Многоквартирный "адрес" Республики Саха (Якутия) в настоящее время снесён, земельный участок под данным домом изъят для муниципальных нужд, что свидетельствует о фактическом изъятии из правообладания административного истца принадлежащей ему квартиры без равноценного возмещения. Из содержания положений части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Докторов А.Н. вправе ставить вопрос о предоставлении ему другого жилого помещения с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Соответствующие выводы нижестоящих судов признаются судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции верными, поскольку они основаны на правильном применении положений части 1 статьи 6, частей 1, 8, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", учитывают разъяснения, приведённые в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также согласуются с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года.
Нижестоящие суды обоснованно указали, что к возникшему административному спору между Докторовым А.Н, который подлежит переселению из аварийного жилого фонда, и административным ответчиком положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не применимы в связи с отсутствием прямого указания на обратную силу данной нормы во включившем её в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральном законе от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который вступил в силу с 28 декабря 2019 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы о допущенных судами нарушениях норм процессуального права (по мнению административного ответчика, дело подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства), с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", настоящее дело, связанное с оспариванием решения органа местного самоуправления обоснованно рассмотрено судами в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, не допущено.
Вместе с тем судебная коллегия суда кассационной инстанции учитывая требования пункта 1 части 2, 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы местного самоуправления и принимать конкретное решение по вопросам, отнесённым к полномочиям органа местного самоуправления в сфере реализации жилищных прав граждан, исходя из положений части 1 статьи 329 КАС РФ, приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения, путём замены указанной в резолютивной части решения суда первой инстанции обязанности главы администрации муниципального образования "Город Ленск" предоставить Докторову А.Н. равноценное жилое помещение на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу по адресу: Республика Саха (Якутия), "адрес", - на обязанность административного ответчика повторно рассмотреть в соответствии с действующим законодательством заявление административного истца от 16 марта 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 года изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Возложить на главу администрации муниципального образования "Город Ленск" обязанность повторно в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявление Докторов А.Н. от 16 марта 2020 года о предоставлении ему жилого помещения".
В остальной части решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Ленск" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.