Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы Зейского района Амурской области Василенко Д.А. на решение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Зейского района Амурской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Зейский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Зейского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; возложении обязанности организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; создание приюта для животных без владельцев; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с законом Амурской области органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Проведенной проверкой установлено, что администрация Зейского района Амурской области на 2020 год предоставлялась субвенция из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 210 285, 60 рублей, однако, согласно информации администрации Зейского района от ДД.ММ.ГГГГ N муниципальные контракты на проведение мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не заключались, отлов животных не производился, на территории Зейского района отсутствуют приюты для животных, что также подтверждается информацией Управления ветеринарии Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, предусмотренные законом мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев администрацией Зейского района не осуществляются, выделенные денежные средства на осуществление переданных полномочий не освоены. Данное бездействие администрации Зейского района нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку создает реальную угрозу возникновения эпидемий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Решением Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, оспариваемое бездействие администрации Зейского района Амурской области признано незаконным, на администрацию Зейского района Амурской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающие:
отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
создание приюта для животных без владельцев;
размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
ДД.ММ.ГГГГ главой Зейского района Амурской области подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что создание приютов для животных без владельцев не является государственным полномочием, переданным органам местного самоуправления в соответствии с законом Амурской области, поэтому возложение данной обязанности на администрацию Зейского района Амурской области является необоснованным.
Административный ответчик, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие частичную отмену вынесенных по делу судебных актов.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 2, 7, 16, 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 3 Закона Российской Федерации от 14 марта 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", статей 26.3 и 28.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 2, 3, 7 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", Уставом Зейского района Амурской области, принятым 4 июля 2005 года, пришли к выводу, что администрацией Зейского района Амурской области, несмотря на предоставленную из областного бюджета субвенцию, переданные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не выполняется, приют для животных на территории Зейского района Амурской области не создан, отлов животных без владельцев не производится, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судов о наличии незаконного бездействия администрации Зейского района Амурской области, выразившегося в невыполнении мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 2 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", и, соответственно, наличии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по организации перечисленных в указанной норме мероприятий, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и постановлены при правильном применении норм материального права.
Между тем, возлагая на администрацию Зейского района Амурской области обязанность по созданию приюта для животных без владельцев, судами не учтено следующее.
Статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ) регламентированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в том числе, право создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).
В силу части 3 данной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Полномочия органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области в области обращения с животными определяются Законом Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ).
Частью 3 статьи 1 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ установлено, что Правительство области вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории области; оказывать финансовую и имущественную поддержку на создание и функционирование муниципальных и частных приютов.
На основании статьи 3 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Амурской области (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия).
При этом мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в силу статьи 2 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий установлены в части 2 статьи 7 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ, а именно: осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами области; принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных в соответствии с федеральными законами и (или) законами области; обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий; вести обособленный учет финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий; представлять уполномоченному органу в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона, отчеты об осуществлении государственных полномочий; представлять уполномоченному органу по его запросу документы, связанные с осуществлением государственных полномочий; исполнять письменные предписания по устранению нарушений требований законов по вопросам осуществления государственных полномочий; в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить материальные ресурсы, а также в областной бюджет - неиспользованные средства субвенции.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (часть 1 статьи 8 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5).
Учитывая, что Законом Амурской области от 7 ноября 2019 года N 428-ОЗ органам местного самоуправления в порядке части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ полномочия органов государственной власти Амурской области по созданию приютов для животных без владельцев не передавались, а толкование вышеприведенных норм права в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание муниципальных приютов для безнадзорных животных является правом муниципального образования, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Зейского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не создании приюта для животных без владельцев, и возложении на административного ответчика обязанности создать приют для животных без владельцев.
Выводы нижестоящих судов в указанной части основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем решение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в данной части подлежат отмене.
Поскольку для исправления допущенной судами нижестоящих инстанций ошибки не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки других доказательств, в силу пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает в отмененной части новый судебный акт, которым отказывает в удовлетворении требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зейского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не создании приюта при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и возложении обязанности создать приют для животных без владельцев.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконным бездействия администрации Зейского района Амурской области, выразившегося в не создании приюта для животных без владельцев при осуществлении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и возложении обязанности на администрацию Зейского района Амурской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать приют для животных без владельцев отменить.
Принять в данной части новое решение, которым Благовещенскому межрайонному природоохранному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации Зейского района Амурской области, выразившегося в не создании приюта для животных без владельцев при осуществлении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и возложении обязанности создать приют для животных без владельцев отказать.
В остальной части решение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.