Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Егоров В.И. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Егоров В.И. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Егоров В.И. обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Администрация), в котором просил признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неиздании распоряжения о сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома N 10 по Восточному шоссе в городе Комсомольске-на-Амуре, непредъявлении требования к собственникам помещений в указанном многоквартирном доме о его сносе в разумный срок; а также возложить на административного ответчика обязанность издать соответствующее распоряжение и направить собственникам помещений в многоквартирном доме требование о его сносе в разумный срок.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником "адрес" в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, назначенной постановлением Администрации от 28 мая 2015 года N 1614-па (далее - Межведомственная комиссия), от 23 июля 2020 года N 58 выявлены основания для признания указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации от 24 июля 2020 года N 1388-па (далее - Постановление от 24 июля 2020 года N 1388-па) многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем органом местного самоуправления решений об определении срока отселения жильцов данного многоквартирного дома не принималось, требований в порядке части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к собственникам жилых помещений о его сносе в разумный срок не предъявлялось.
По мнению Егорова В.И, соответствующее бездействие административного ответчика является незаконным и нарушает его права.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 февраля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
14 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Егорова В.И, поданная им 16 апреля 2021 года через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенным судами неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
При рассмотрении настоящего административного дела судами певой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд должно содержать, в том числе: срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию; размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать направленный ему в порядке пункта 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.
В силу положений пункта 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации собственник изымаемого имущества вправе также направить в орган местного самоуправления уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий поступившего к нему проекта соглашения.
В таком случае по истечении трёх месяцев со дня получения собственником изымаемой недвижимости проекта соответствующего соглашения уполномоченный орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии (если уполномоченный орган не согласен с изменениями условий проекта соглашения либо если собственник отказался подписать проект соглашения), вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии жилого помещения (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Егоров В.И. является собственником квартиры площадью 78, 20 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 24 июля 2002 года сделана регистрационная запись N.
23 июля 2020 года в заключении N 58 Межведомственная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для признания многоквартирного дома N 10 по Восточному Шоссе в городе Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением от 24 июля 2020 года N 1388-па указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации от 3 августа 2020 года N 335-ра "Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного дома жилого дома N 10 по шоссе Восточному в городе Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу" управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации поручено: подготовить списки лиц, выселяемых из жилых помещений дома N 10 по шоссе Восточному в городе Комсомольске-на-Амуре, которые передать в краевое государственное казённое учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" (пункт 1.1); принять меры к временному расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме в маневренный жилищный фонд (пункт 1.2); обеспечить контроль за безопасными условиями проживания в расселяемом жилом помещении до переселения в предоставляемое жилое помещение (пункт 1.3 Распоряжения); после переселения граждан обеспечить контроль за прекращением предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, энергоснабжению (пункт 1.4); организовать снос дома N 10 по шоссе Восточному в городе Комсомольске-на-Амуре в срок до 1 июня 2022 года (пункт 1.5).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, указал в решении, что выплата Егорову В.И. за признанное аварийным жилое помещение должна производиться не в порядке, предусматривающем его изъятие для муниципальных нужд, определённом частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а в порядке предоставления ему меры социальной поддержки, которая в данном случае должна производиться в соответствии с Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуаций, вызванной паводком, произошедшим в июле-августа 2019 года на территории Хабаровского края, утверждённым постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года N 440-пр (далее - Порядок предоставления выплат).
Между тем судами не было учтено, что для применения к настоящему административному спору положений Порядка предоставления выплат необходимо, чтобы Егоров В.И. выбрал соответствующую меру социальной поддержки самостоятельно (пункт 1.5 Порядка предоставления выплат).
Из содержания пункта 2.1 Порядка предоставления выплат следует, что для получения такой меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 Порядка предоставления выплат, не позднее 1 октября 2020 года должны были подать заявление в краевые государственные казённые учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно Приложению N 1 к Порядку предоставления выплат.
Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, должно было сформировать и направить в министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее - Министерство) списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в июле - сентябре 2019 года (далее - Список) (пункт 2.6 Порядка предоставления выплат).
Министерство в течение трёх рабочих дней со дня получения Списка должно запросить в порядке межведомственного взаимодействия в краевом государственном бюджетном учреждении "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" и в филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю сведения о наличии (об отсутствии) у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения; сформировать и согласовать единый Список по Хабаровскому краю, который предоставляется на утверждение Губернатору края (пункты 2.9, 2.10 Порядка предоставления выплат).
В силу пункта 2.12 Порядка предоставления выплат учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления копии утверждённого единого Списка, выдаёт гражданам уведомление о праве на получение выплаты либо уведомление об отказе в удовлетворении заявления с обоснованием причин отказа.
В данном случае в материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие, что административный истец обращался в установленный Порядком предоставления выплат срок с заявлением о предоставлении ему выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, что он был включён в утверждённый Губернатором Хабаровского края Единый список и что ему уполномоченным учреждением выдавалось уведомление о праве на получение соответствующей выплаты.
По существу при рассмотрении настоящего административного дела суды указанные выше вопросы не исследовали и не предприняли мер по истребованию необходимых доказательств.
Частью 1 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что, судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Вопреки закреплённому в процессуальном законодательстве принципу состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), который выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 КАС РФ), меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования судами не приняты, юридически значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства не установлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судебные инстанции преждевременно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с чем, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, а административное дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 февраля 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.