Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной администрации города Якутска, департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Максимова А.Н, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес" тракт, з/у N, 10 сентября 2020 года обратилась в департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации "адрес" (далее - Департамент) с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
17 сентября 2020 года за исходящим N 2315 Департамент направил в адрес Максимовой А.Н. уведомление о несоответствии параметров заявленного объекта капитального строительства градостроительным регламентам, поскольку индивидуальный жилой дом запроектирован без учёта отступа от квартальной красной линии, который должен составлять не менее 5 метров.
По мнению административного истца, данное решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает его права и охраняемые законом интересы, в связи с чем Максимова А.Н. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация) и Департамнту, в котором просила признать незаконным уведомление Департамента о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 17 сентября 2020 года N 2315.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 года, административное исковое заявление Максимовой А.Н. удовлетворено: указанное выше уведомление Департамента от 17 сентября 2020 года N 2315 признано незаконным.
17 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрация, поданная 12 мая 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под термином "строительство" понимается создание зданий, строений и сооружений.
Согласно пункту 5.1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вправе подать на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направить в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, уполномоченный орган по результатам рассмотрения представленных документов и при наличии оснований, предусмотренных в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направить заявителю уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
К числу таких оснований пункт 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит случай, когда указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрёшенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Из содержания частей 1 и 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Максимова А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 869 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес" тракт, з/у N. Право собственности административного истца на данный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 13 декабря 2017 года за регистрационным номером N.
Земельного участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне Ж-2А (зона для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска), градостроительный регламент которой, предусмотренный Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждёнными нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА (далее - Правила землепользования и застройки), в качестве основного вида разрешённого использования земельных участков предусматривает их использование "для индивидуального жилищного строительства".
11 сентября 2020 года в Департамент поступило уведомление Максимовой А.Н. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке.
17 сентября 2020 года административный ответчик направил административному истцу уведомление N 2315 о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства требованиям Правил землепользования и застройки, поскольку предполагаемый к возведению индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, запроектирован без учёта отступа от квартальной красной линии, который должен составлять не менее 5 метров.
Из содержания части 2 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки предельные параметры размещения индивидуального жилого дома на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства и расположенном в территориальной зоне Ж-2А (зоне для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска) предусматривают необходимость минимального отступа от красных линий улиц - 5 м, от красных линий внутриквартальных проездов - 3 м.
По делу установлено, что северо-западная сторона земельного участка с кадастровым номером N расположена на расстоянии 4, 2 м. от квартальной красной линии.
Распоряжением заместителя главы городского округа "город Якутск" Григорьева Е.Н. от 22 мая 2020 года N 922зр, принятым в соответствии со статьёй 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Максимовой А.Н. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части отступа от северо-восточной границы земельного участка с кадастровым номером N до фасада строящегося здания - 1, 5 м, от северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером N до фасада строящегося здания - 0 м.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая обжалуемое уведомление Департамента от 17 сентября 2020 года N 2315 незаконным, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия), обоснованно указал в решении, что, поскольку распоряжением заместителя главы городского округа "город Якутск" Григорьева Е.Н. от 22 мая 2020 года N 922зр Максимовой А.Н. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства путём установления нулевого отступа от фасада планируемого к строительству здания до северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером N нахождение указанной границы земельного участка в 4, 2 м. от квартальной красной линии по состоянию на 17 сентября 2020 года не могло являться основанием для принятия административным ответчиком решения о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает соответствующие выводы нижестоящих судов верными, поскольку они в полной мере согласуются с приведёнными положениями статей 40, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном случае Администрация выдала административному истцу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства на земельном участке с кадастровым номером N и на размещение фасада строящегося здания по северо-западной границе данного земельного участка, следовательно, последующее уведомление Департамента о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства требованиям Правил землепользования и застройки нарушает установленный баланс частных и публичных интересов, а также стабильность ранее сложившихся земельных и градостроительных отношений.
В этой связи следует также признать несостоятельными и ссылки в кассационной жалобе на то, что распоряжение заместителя главы городского округа "город Якутск" Григорьева Е.Н. от 22 мая 2020 года N 922зр не учитывало необходимость соблюдения с северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером 14:35:112003:24790 минимального расстояния до границы квартальной красной линии, поскольку данное распоряжение не отменено и незаконным в судебном порядке не признавалось. Кроме того, при принятии решения в порядке статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации местная администрация должна была учитывать все требования градостроительного регламента, установленные для территориальной зоны Ж-2А в городе Якутске.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию Администрации, изложенную ею при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на оценке исследованных судами доказательств, верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения вступившего в законную силу решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2020 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.