Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Батенчук Л.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи представителя администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Батенчук Л.Ю, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить судебный акт суда апелляционной инстанции без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ванинского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края об оспаривании постановления главы администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 17 декабря 2019 года N 1029 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части установления срока отселения граждан и возложении обязанности установить разумный срок отселения жильцов многоквартирных домов в жилые помещения маневренного фонда, не превышающий 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" расположены аварийные многоквартирные жилые дома, подлежащие сносу согласно постановлению главы администрации Ванинского муниципального района от 17 декабря 2019 года N 1029 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу". Данным постановлением срок отселения граждан определен до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку заключением специализированной организации установлено, что жилые помещения, несущие и ограждающие конструкции многоквартирных домов находятся в аварийном состоянии, срок расселения граждан, указанный в постановлении органа местного самоуправления - до 2027 года, не является разумным, противоречит жилищному законодательству, которое основано на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Определением Ванинского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора удовлетворены частично, постановление главы администрации Ванинского муниципального района от 17 декабря 2019 года N 1029 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части установления срока отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на администрацию Ванинского муниципального района возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов многоквартирных домов в жилые помещения маневренного фонда, не превышающий 48 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, а также в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт в части установления нового срока переселения граждан.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ванинского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ изменено в части возложения обязанности на администрацию Ванинского муниципального района Хабаровского края, в указанной части принято новое решение, которым на администрацию Ванинского муниципального района возложена обязанность установить разумный срок отселения физических лиц, не превышающий 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Батенчук Л.Ю. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой административный ответчик выражает несогласие с принятым судом апелляционной инстанции судебным актом и просит оставить в силе решение Ванинского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на необоснованность выводов суда апелляционной инстанции, которым не учтен процент износа домов, что исключает возможность обрушения конструкций за период времени, установленный судом первой инстанции для выполнения мероприятий по отселению граждан. Указанный в апелляционном определении срок для отселения жильцов многоквартирных домов не отвечает принципу исполнимости судебного акта, нарушает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Судом не учтено, что осуществить переселение в установленные сроки не представляется возможным по причине дотационного характера местного бюджета, наличия иных расходных обязательств муниципального образования, необходимость соблюдения процедур, установленных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствие маневренного фонда на территории Ванинского района, что влечет необходимость строительства жилых домов для реализации прав граждан на переселение из авариного жилья.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Ванинского муниципального района от 17 декабря 2019 года N 1029 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" многоквартирные дома, расположенные в "адрес" по адресам: "адрес", "адрес", "адрес", признаны аварийными и подлежащими сносу. Установлен срок отселения жильцов из указанных многоквартирных домов до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из аварийного состояния несущих конструкций многоквартирных домов, указанных в оспариваемом постановлении, степени их износа, что создает реальную угрозу их обрушения, и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в них граждан, имущественного ущерба, пришли к выводу о неразумности установленного постановлением от 17 декабря 2019 года N 1029 срока отселения жильцов многоквартирных домов. При этом суд апелляционной инстанции заключил, что возложенная судом первой инстанции на администрацию Ванинского муниципального района Хабаровского края обязанность установить разумный срок отселения жильцов многоквартирных домов, не превышающий 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не соответствует интересам граждан и влечет нарушение их права на безопасное проживание в жилище, поэтому уменьшил данный срок до 24 месяцев.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков, в данном случае сноса домов.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Представленными в материалы дела техническими отчетами ООО "Испытательная лаборатория Северный город" техническое состояние многоквартирных домов, расположенных в поселке "адрес" по адресам: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", классифицировано как аварийное.
В соответствии с пунктом 3.12 "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Таким образом, по делу установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, невозможности безопасного проживания жильцов в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, до 2027 года, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что срок для отселения жильцов домов, установленный постановлением администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края до 2027 года, не может быть признан разумным.
Каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов указанных многоквартирных домов до установленного органом местного самоуправления срока не представлено.
Разрешая вопрос о порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию Ванинского района Хабаровского края обязанности установить разумный срок отселения физических лиц многоквартирных домов, не превышающий 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Вопреки изложенной в кассационной жалобе позиции административного ответчика, с учетом технического состояния спорных многоквартирных домов, периода времени, истекшего с даты признания зданий аварийными и подлежащими сносу, а также принимая во внимание необходимость соблюдения администрацией Ванинского муниципального района соответствующей процедуры по переселению жильцов домов, определенный судом апелляционной инстанции для административного ответчика предельный срок для переселения граждан соответствует требованиям разумности и не свидетельствует о неисполнимости судебного акта.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о невозможности исполнения судебного постановления в установленный двухлетний срок ввиду затратности подлежащих выполнению мероприятий и отсутствия в бюджете муниципального района денежных средств, необходимых для их осуществления, основанием для отмены или изменения судебного акта апелляционной инстанции не является, поскольку действующее законодательство не ограничивает реализацию полномочий органов местного самоуправления финансовой возможностью.
Учитывая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отменены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.