Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о. начальника Сахалинской таможни Рябцева Е.И. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Енаке "данные изъяты" к Камчатской таможне, Сахалинской таможне об оспаривании решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи представителей Сахалинской таможни Шингаревой Л.В, Рудкиной Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца Вишняковой Е.П, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Енаке Е.В. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением к Камчатской таможне о признании незаконным решения комиссии Камчатской таможни, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности устранить нарушения путем отмены данного решения, восстановления на учете и в списках на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она проходила службу в Камчатской таможне, общая продолжительность государственной службы составляет 31 год 1 месяц 12 дней, уволена со службы ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии Камчатской таможни, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, она была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения комиссии Камчатской таможни, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ изложено в новой редакции, согласно которой ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки на учет для получения соответствующей выплаты, в частности, комиссия установила, что квартира бывшего супруга, в которой она зарегистрирована совместно с детьми, должна быть учтена при расчете обеспеченности жилым помещением.
С указанным решением заявитель не согласна, считает его незаконным, поскольку при подаче заявления о постановке на учет она представила все необходимые документы, с этого момента изменения в ее семейном положении не произошли, к членам семьи своего бывшего супруга она не относится. Кроме того, Порядком формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФТС России от 18 июня 2013 года N 1111, не предусмотрено право комиссии вносить изменения в ранее принятое решение.
Протокольным определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Сахалинская таможня в связи с реорганизацией с ДД.ММ.ГГГГ Камчатской таможни в форме присоединения к Сахалинской таможне.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск Енаке Е.В. удовлетворен частично, решение комиссии Камчатской таможни, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, которым решение комиссии Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Енаке Е.В. изложено в следующей редакции: "Отказать Енаке Е.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 24 Порядка в связи с тем, что документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты" признано незаконным, с Сахалинской таможни в пользу Енаке Е.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Частично удовлетворяя заявленные Енаке Е.В. требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое решение комиссии Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N не соответствует по форме и содержанию нормативным актам, регламентирующим полномочия комиссии, а также порядок принятия решения, которые не предусматривают право комиссии отменить ранее принятое решение о постановке на учет.
Одновременно с этим суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в постановке на учет Енаке Е.В. и членов ее семьи в связи с тем, что обеспеченность одного члена семьи административного истца составляет менее учетной нормы - 15 кв.м, поскольку жилое помещение, в котором проживает административный истец, является совместной собственностью бывших супругов, при определении обеспеченности семьи заявителя жилой площадью должен учитываться бывший супруг Енаке Е.В. - ФИО8, который, несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства в спорном жилом помещении, как собственник, имеет безусловное право пользования квартирой.
В данной части суд апелляционной инстанции указал, что вопрос обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и, соответственно, признание за административным истцом права на получение единовременной социальной выплаты в рамках настоящего дела не может быть рассмотрен, поскольку признанием оспариваемого решения незаконным суд восстановил Енаке Е.В. в первоначальное положение, в котором она поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты решением комиссии Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Сахалинской таможни Рябцевым Е.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Енаке Е.В. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неприменение судами к спорным правоотношениям положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, что имеет значение для разрешения вопроса об отнесении Енаке Е.В. к членам семьи собственника жилого помещения ФИО8 и ее нуждаемости в улучшении жилищных условий. Принятие решения в форме, не предусмотренной Порядком работы комиссии, не изменяет того обстоятельства, что административный истец не имела законного права находится на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Енаке Е.В. проходила службу в Камчатской таможне, общая продолжительность государственной службы на дату ДД.ММ.ГГГГ составляла 25 лет 3 месяца 13 дней.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Камчатскую таможню с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, представив сведения о проживании и регистрации с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" с сыновьями ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ, сведения о регистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире собственника жилья и бывшего супруга ФИО8 (брак заключен ДД.ММ.ГГГГ, прекращен ДД.ММ.ГГГГ), а также договор купли-продажи указанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФИО8
По результатам рассмотрения представленных Енаке Е.В. документов комиссией Камчатской таможни ДД.ММ.ГГГГ принято решение о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Енаке Е.В. уволена со службы в таможне с должности начальника отдела дознания, общий стаж службы в календарном исчислении на указанную дату составил 31 год 1 месяц 12 дней.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии Камчатской таможни по вопросу повестки дня - повторное рассмотрение заявления и документов в учетном деле сотрудника, состоящего на учете в таможне под N - Енаке Е.В, на котором принято решение N об изложении решения комиссии Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) в следующей редакции: "Отказать Енаке Е.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 24 Порядка в связи с тем, что документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты".
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Приказом ФТС России от 18 июня 2013 года N 1111 утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
Согласно подпункту "в" пункта 9 Порядка комиссия принимает решение о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", об отказе в постановке на учет или снятии с указанного учета.
В соответствии с пунктом 21 Порядка при решении вопроса о постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты Комиссия на основании документов, представленных сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, проверяет наличие условий, необходимых для их постановки на учет, наличие установленной Правилами общей продолжительности государственной службы и наличие в письмах соответствующих государственных органов и учреждений информации о том, что сотрудник, члены семей и гражданин, уволенный со службы в таможенных органах, не получал единовременную социальную выплату.
Комиссия рассматривает заявление и документы на заседании Комиссии и принимает в трехмесячный срок со дня подачи сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, заявления решение о их постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в постановке на учет с указанием в протоколе заседания Комиссии оснований принятых решений (пункта 22 Порядка).
Исходя из указанного правового регулирования, комиссия таможенного органа уполномочена на принятие следующих решений: о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты, об отказе в постановке на учет или о снятии с указанного учета.
Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ комиссия Камчатской таможни фактически отменила ранее принятое ею решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и со ссылкой на пункт 24 Порядка отказала в постановке Енаке Е.В. на учет.
Между тем законом таможенному органу не предоставлено право отмены или изменения ранее принятого решения о постановке сотрудника на учет, что свидетельствует о принятии комиссией Камчатской таможни оспариваемого решения, не относящегося к компетенции данного органа.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Учитывая наличие установленного порядка принятия и конкретных видов решений по результатам рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, которому оспариваемое решение административного ответчика не соответствует, противоречит требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах, относящихся к сфере правового регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, и нарушает права административного истца на принятие одного из решений, прямо предусмотренных законом, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных Енаке Е.В. требований о признании незаконным решения комиссии Камчатской таможни, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N.
Поскольку признание незаконным решения комиссии Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ влечет восстановление действия решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым Енаке Е.В. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты, в редакции до внесения в него изменений оспариваемым решением, проверка правомерности нахождения Енаке Е.В. в списках лиц для получения единовременной социальной выплаты, а также факта нуждаемости Енаке Е.В. в улучшении жилищных условий в целях получения единовременной социальной выплаты выходит за рамки предмета настоящего спора.
Доводы кассационной жалобы Сахалинской таможни основаны на неверном толковании норм законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки и не содержат обстоятельств, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами нижестоящих инстанций нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущены, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, поэтому основания для отмены решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Сахалинской таможни - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.