Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Максимова Я.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ноговицына "данные изъяты" и Ноговицыной "данные изъяты" к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ноговицын С.М. и Ноговицына П.В. обратились в суд с административным иском об оспаривании уведомления Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска (далее - Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ N о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и отзыва уведомления о соответствии планируемого строительства индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и юридических услуг в размере 3000 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом, для индивидуальной жилой застройки. ДД.ММ.ГГГГ ими подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ Департамент уведомил о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ они обратились к административному ответчику с уведомлением об окончании строительства жилого дома, на что письмом от ДД.ММ.ГГГГ им сообщено об отзыве уведомления о соответствии планируемого строительства от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что строительство индивидуального жилого дома осуществлено на земельном участке, расположенном в санитарно-защитной зоне ГРС " "данные изъяты"" и в зоне с особыми условиями использования территории АГРС и МГ " "данные изъяты"". Со ссылкой на указанные основания ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято уведомление N о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
С указанными решениями административного ответчика заявители не согласны, считают их незаконными в связи с тем, что ни Единый государственный реестр недвижимости, ни Геоинформационный портал г. Якутска, ни публичная кадастровая карта Росреестра не содержат сведений об имеющихся ограничениях в пользовании земельным участком. Размещение на земельном участке жилого дома согласовано с АО "Сахатранснефтегаз", нормативное расстояние от газораспределительных сетей до возведенного объекта недвижимости соблюдено.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, требования Ноговицына С.М. и Ноговицыной П.В. удовлетворены частично, признаны незаконными уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска N от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного жилого дома требованиям градостроительного законодательства и уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска N от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве уведомления о соответствии планируемого строительства или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Ноговицына С.М. и Ноговицыной П.В. об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу административных истцов взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Максимовым Я.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Ноговицыным С.М. и Ноговицыной П.В. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель настаивает на законности оспариваемых уведомлений, поскольку построенный административными истцами объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям законодательства ввиду его расположения на земельном участке, находящимся в зоне с особыми условиями использования территории газораспределительных сетей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 данного Кодекса, и прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.
В силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
На основании части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяют, в том числе, допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
В случае, если размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию, уполномоченный орган направляет уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Ноговицын С.М. и Ноговицына П.В. являются собственниками земельного участка площадью 1039 кв.м. с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: "адрес".
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска согласовал Ноговицыну С.М. и Ноговицыной П.В. строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, и сообщил о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Ноговицын С.М. и Ноговицына П.В. направили в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, рассмотрев которое Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска направил заявителям уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N об отзыве уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N о соответствии планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N требованиям законодательства о градостроительной деятельности, сославшись на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с наличием ограничений, установленных в соответствии с законодательством, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ГРС " "данные изъяты"" и в зоне с особыми условиями использования территории АГРС и МГ "данные изъяты".
Разрешая заявленные административными истцами требования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отзыва выданного уведомления о соответствии планируемого строительства и для вынесения уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку отсутствуют доказательства принятия решений об установлении соответствующих ограничений (обременений) в отношении земельного участка с кадастровым номером N и сведения о нахождении земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории. Кроме того, суды учли, что в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ до 1 января 2022 года допускается использование земельных участков независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зон с особыми условиями использования территорий, а также согласование истцам размещения объекта капитального строения на земельном участке Линейно-производственным управлением магистральных газопроводов АО "Сахатранснефтегаз".
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленных сторонами в материалы дела доказательств, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Границы территориальных зон и градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 2 и 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне Ж-2А (зона для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска), градостроительный регламент которой согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденным нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границы зон с особыми условиями использования территорий должны в обязательном порядке отображаться на карте градостроительного зонирования (части 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К зонам с особыми условиями использования территорий относится охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и санитарно-защитная зона (подпункты 6 и 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы земельных участков в пределах охранных зон при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей, которые определяются как территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
Подпунктом "а" пункта 14 Правил установлено, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), включая запрет на строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения.
В соответствии с пунктом 17 Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Согласно пункту 18 Правил решение об утверждении границы охранных зон и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные в пункте 14 Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 21 Правил).
При таком правовом регулировании, исходя из того, что Департаментом градостроительства Окружной администрации г. Якутска не представлено доказательств принятия решений о наложении соответствующих ограничений (обременений) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, и в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о нахождении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, ограничения прав и обременения указанного объекта недвижимости не зарегистрированы, при этом строительство жилого дома на земельном участке выполнено на основании выданного административным ответчиком Ноговицыну С.М. и Ноговицыной П.В. уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства и по согласованию с Линейно-производственным управлением магистральных газопроводов АО "Сахатранснефтегаз", суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у административного ответчика предусмотренных законом оснований для принятия уведомления о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Обоснованными также являются выводы судов обеих инстанций о несоответствии закону уведомления Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку в силу пункта 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства уполномоченный орган выносит уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, принятие иных решений, в том числе, об отзыве ранее выданного уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства дома на земельном участке, действующее законодательство не предусматривает.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судов не опровергают, по своей сути направлены на иную оценку установленных на основании представленных сторонами доказательств фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, поскольку судами нижестоящих инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленными обстоятельствам, основания для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.