Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Саркисяна "данные изъяты" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Саркисяна А.А. к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края об оспаривании решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гаспарян А.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Саркисян А.А. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края об оспаривании решения, оформленного письмом N от ДД.ММ.ГГГГ, и постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности не препятствовать проведению ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования. Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N после принятия им предложения администрации о переносе даты проведения публичного мероприятия ему было согласовано проведение публичного мероприятия в форме пикетирования ДД.ММ.ГГГГ на условиях, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ N административный ответчик предложил ему перенести проведение публичного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации от 28 апреля 2021 года N 696 постановление от 27 апреля 2021 года N 657 года признано утратившим силу. Причиной принятия данных решений послужило постановление Губернатора Камчатского края от 28 апреля 2021 года N 64 "О внесении изменений в постановление Губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года N 50 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края", согласно которому проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных, всех форм публичных мероприятий и иных мероприятий с очным присутствием граждан приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
С указанными решениями он не согласен, считает их незаконными, нарушающими право на свободу мирных собраний, противоречащими правовой позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, принятыми по формальным основаниям, не отвечающим законной цели в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Полагает, что сложившаяся на территории Камчатского края эпидемиологическая обстановка позволяет провести массовое мероприятие на открытом воздухе без угрозы для здоровья граждан, поскольку допускается проведение иных массовых мероприятий с очным присутствием граждан. Кроме того, Губернатор Камчатского края, устанавливая указанные ограничения, вышел за пределы положений пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, в связи с тем, что в перечень массовых мероприятий, перечисленных в этом пункте, не включены публичные мероприятия, указанные в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований Саркисяна А.А. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Саркисяном А.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на аналогичные доводы, приведенные в ходе рассмотрения дела, указывая на наличие у него реальной возможности обеспечить безопасность участников публичного мероприятия, что не было учтено судами при разрешении спора, как и его доводы о противоречии оспариваемых ответа и постановления правовым позициям Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, полагает, что Губернатор Камчатского края, закрепляя в пункте 1 статьи 10 постановления N 50 от 10 апреля 2020 года ограничения, вышел за пределы положений пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Оставлено без внимания, что заперт на проведение публичных мероприятий, когда допускается проведение иных массовых культурных и развлекательных мероприятий, не свидетельствует о том, что такие меры направлены на защиту жизни и здоровья граждан, фактически носят характер абсолютного запрета.
Административный истец и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Саркисян А.А. и ФИО7 подали в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 12 до 17 часов публичного мероприятия в форме пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции по адресу: "адрес", напротив "адрес" на тротуаре, отделенном от проезжей части забором (ограждением), предполагаемое количество участников не более 12 человек, вместе с тем не исключается, что к лицам, проводящим пикетирование, подойдет в общей сложности более 500 человек.
Письмом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ организаторам было предложено провести публичное мероприятие ДД.ММ.ГГГГ, с которым Саркисян А.А. и ФИО7 согласились. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N указанным лицам согласовано проведение ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12 до 17 часов публичного мероприятия в форме пикетирования на условиях, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ заявитель поставлен в известность о невозможности проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме пикетирования в связи с тем, что постановлением Губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года N 50 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края" (в редакции постановления от 28 апреля 2021 года N 64) проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных, всех форм публичных мероприятий и иных мероприятий с очным присутствием граждан приостановлено до 3 июня 2021 года, заявителю предложено перенести проведение публичного мероприятия на 4 июня 2021 года в месте, времени и на условиях, указанных в уведомлении от 20 апреля 2021 года.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 апреля 2021 года N 696 постановление от 27 апреля 2021 года N 657 "О проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме пикетирования" признано утратившим силу.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на дату проведения согласованного Саркисяну А.А. публичного мероприятия на территории Камчатского края продлены ограничения на проведение публичных мероприятий, направленные на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции, а также учитывая, что направленный ответ администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия и предполагает дальнейшее взаимодействие организатора мероприятий с органом публичной власти в целях определения конкретной даты и времени его проведения, пришли к выводу о законности оспариваемого уведомления и постановления органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия кассационного суда с данными выводами соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гражданам гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ) установлено право организатора публичного мероприятия проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения (часть 6 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 1 статьи 31 данного Федерального закона ограничительные мероприятия (карантин) могут быть введены, в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31 названного закона).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) к чрезвычайной ситуации отнесено, в том числе распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 указанной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Исходя из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт "а") и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт "у"), а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт "ф").
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, с 11 февраля 2020 года в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCoV", от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV).
Распоряжением Губернатора Камчатского края 12 марта 2020 года N 267-Р с 18 марта 2020 года на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года N 50 в редакции постановления от 28 апреля 2021 года N 64 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края" до 3 июня 2021 года включительно приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных, всех форм публичных мероприятий и иных мероприятий с очным присутствием граждан за исключением отдельно перечисленных мероприятий (пункт 10).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признании незаконными оспариваемого постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N и ответа администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с предложением провести его после снятия ограничительных мер, принятие которых связано с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и обусловлено целями, направленными на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции, что может преобладать над ценностью сохранения обычного правового режима реализации иных прав и свобод. При этом установленные ограничительные меры не носили характера абсолютного запрета и являлись кратковременными.
Поскольку совокупность установленных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска Саркисяна А.А. судами обоснованно отказано.
Доводы кассационной жалобы административного истца явились предметом рассмотрения нижестоящих судов и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с ограничительными мерами, установленными постановлением Губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года N 50 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края", не влечет отмену принятых по делу судебных актов, поскольку указанное постановление предметом рассмотрения по настоящему делу не является, в связи с чем законность установленных в данном акте ограничений оценке не подлежит.
Таким образом, поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Саркисяна А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.