Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Кравченко А.И, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Е.А. к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", Министерству образования Сахалинской области, Министерству Финансов Сахалинской области о возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Холмский городской округ" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Шевченко Е.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", Министерству образования Сахалинской области, Министерству Финансов Сахалинской области о возложении обязанности.
В обоснование требований указав, что относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; в 1997 году был передан под опеку ФИО7 и с этого времени проживает в квартире, предоставленной опекуну по договору социального найма, по адресу: "адрес"; площадь квартиры составляет 47, 2 кв.м, в ней проживает 4 человека. В октябре 2019 года он обратился с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договору найма, ему было отказано; о праве на получение по достижению 23 лет, как сироте, жилого помещения, он до сентября 2019 года не знал. Обращения в администрацию по вопросу получения жилья по закону остались безрезультатными.
Просил суд возложить на администрацию МО "Холмский ГО" обязанность включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; на Министерство финансов Сахалинской области возложить обязанность выделить администрации МО "ХГО" субвенцию на обеспечение истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; на администрацию МО "ХГО" возложить обязанность предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, находящееся в границах Холмского городского округа, размером не ниже социальной нормы.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 29 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Шевченко Е.А. отказано.
Дополнительным решением Холмского городского суда Сахалинской области от 02 октября 2020 года в удовлетворении требований Шевченко Е.А. к Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности выделить администрации МО "Холмский ГО" субвенцию на обеспечение истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменно в части отказа в удовлетворении Шевченко Е.А. исковых требований о возложении обязанности на администрацию МО "Холмский ГО" включить в список лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
В указанной части принято новое решение, которым на администрацию МО "Холмский ГО" возложена обязанность включить Шевченко Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, находящееся в границах Холмского городского округа, по нормам предоставления.
В кассационной жалобе администрация МО "Холмский городской округ" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 ноября 2020 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебное заседание судебной коллегии кассационного суда стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ изложена в иной редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Из материалов дела следует, что Шевченко Егор Александрович родился ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления мэра г. Холмска и района N от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передан под опеку ФИО7
Из поквартирной карточки усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Е.А. зарегистрирован по адресу: "адрес". Нанимателем данного жилого помещения является ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Е.А. обратился с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к главе МО "Холмский ГО".
Постановлением администрации МО "Холмский ГО" от ДД.ММ.ГГГГ N Шевченко Е.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку Шевченко Е.А. является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" не установлен факт невозможности проживания в вышеуказанном жилом помещении.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции о том, что Шевченко Е.А. на момент достижения 18 лет был обеспечен жилой площадью, которая соответствовала установленной норме, суд апелляционной инстанции указал, что на момент смерти родителей Шевченко Е.А. семья проживала по адресу: "адрес". В нарушение установленного порядка и требований закона, органом исполнительной власти по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, меры по закреплению жилого помещения приняты не были, также Шевченко Е.А. не был включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. В настоящее время Шевченко Е.А. не является нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, зарегистрирован в квартире бывшего опекуна. Доказательств того, что "адрес" в "адрес" была закреплена за Шевченко Е.А. в материалах дела не имеется.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением по месту проживания у Шевченко Е.А, как лица из числа детей-сирот, возникло в силу статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР с момента приобретения истцом данного статуса (1996 год), при этом не постановка истца на учет, произошедшая в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей, в том числе по разъяснению действующего законодательства, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий.
Доказательств того, что компетентными органами принимались меры по постановке Шевченко Е.А. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений, до достижения им 23 лет, либо разъяснялся порядок получения данного вида социальной поддержки, в материалах дела не имеется.
Апелляционная инстанция пришла к выводу, что невыполнение органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий, необходимо расценить как обстоятельства, по которым истец не смог своевременно реализовать право на получение жилого помещения. Достижение Шевченко Е.А. 23-летнего возраста само по себе основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.