Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Виноградовой О.Н, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания г. Магадана" к Зырянова Л.А. о возложении обязанности предоставить доступ в нежилое помещение в многоквартирном доме для проведения ремонтно-восстановительных работ, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания г.Магадана" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 12 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" обратилось в суд с иском к Зыряновой Л.А. о возложении обязанности предоставить доступ в нежилое помещение многоквартирного дома для проведения необходимых ремонтно-восстановительных работ.
В обоснование заявленных требований указав, что на основании решения общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома с 2015 года осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу : "адрес". С целью создания наиболее благоприятных и безопасных условий проживания граждан в указанном многоквартирном жилом доме в период отопительного сезона 2020-2021 годов ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" необходимо произвести замену инженерных сетей системы отопления в связи с их аварийным состоянием (изношенность составляет 90%).
Для проведения необходимых ремонтных работ в целях ликвидации аварийной ситуации специалистам ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" требуется доступ к инженерным сетям в нежилом помещении, расположенном в указанном доме - магазине "Бифри", в предоставлении которого собственник помещения - Зырянова Л.А. отказывает. Произвести замену стояков системы отопления, минуя указанное нежилое помещение, технически не представляется возможным.
Отказ в предоставлении Зыряновой Л.А. доступа в принадлежащее ей нежилое помещение влечет невозможность проведения ремонтно-восстановительных работ и значительные неудобства жильцов вышерасположенных квартир, связанные с отсутствием системы отопления.
В адрес ответчика ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" направлялось письмо о предоставлении доступа в нежилое помещение. В назначенное время доступ работникам ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" не предоставлен, что подтверждается актами о не предоставлении доступа.
ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" просило суд обязать Зырянову Л.А. обеспечить доступ специалистам ООО "Обслуживающая организация г. Магадана" для производства необходимых ремонтно-восстановительных работ.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 24 августа 2020 года исковые требования ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 12 января 2021 года решение суда первой инстанции отменно. По делу принято новое решение, которым ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 12 января 2021 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 10 - 13.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 установлено, что содержание общего имущества включает его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, а также лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, ответственными лицами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги или выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Порядок доступа в принадлежащее собственнику помещение в многоквартирном доме регламентирован положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Подпунктом "о" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 установлено, что исполнитель обязан согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Потребитель, в свою очередь, обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт "е" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг N 354).
Подпунктами "а" и "б" пункта 85 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предусмотрено, что исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя к приборам учета электрической энергии. Потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте "а" настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.
Уведомление доставляется потребителю путем вручения потребителю под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи (подпункт "а" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг N 354).
Материалами дела установлено, что Зырянова Л.А. является собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме в "адрес" (кадастровый N).
Данный жилой многоквартирный дом находится в управлении Общества на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 17 марта 2015 года, лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27 апреля 2015 года N 11, выданной Государственной жилищной инспекцией Магаданской области.
Договором управления многоквартирным домом от 1 июня 2016 года подтверждается, что Общество обязано, в том числе обеспечить содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Из акта осмотра инженерных сетей от 25 июня 2020 года, составленным представителя Общества главным специалистом ФИО4, в присутствии собственников квартир N ФИО5, N ФИО6, N ФИО7, следует, что были осмотрены инженерные сети, а именно стояки системы отопления, в связи с подготовкой к отопительному сезону 2020-2021 годов.
Выявлено, что требуется замена стояков с "адрес" нижерасположенное нежилое помещение магазин "Бифри" в связи с тем, что стояки отопления находятся в аварийном состоянии, имеют изношенность на 90%. Собственник помещения магазина "Бифри" сообщил, что замена стояков отопления производилась в 2010 году, доступ к общедомовому имуществу к стоякам системы отопления, холодного и горячего водоснабжения не предоставил, поэтому произвести замену не представляется возможным.
Согласно записи в данном акте собственник нежилого помещения магазина "Бифри" от его подписания отказалась.
Данный акт не содержит сведений о том, что он составлялся в присутствии Зыряновой Л.А.
26 июня 2020 года Обществом ответчику по адресам: "адрес" "адрес" а также по месту регистрации Зыряновой Л.А. направлены письменные требования о необходимости предоставить 29 июня 2020 года в 12 час. 00 мин. доступ специалистам Общества для осмотра и проведения ремонтно-восстановительных работ инженерного санитарно-технического оборудования, расположенного в нежилом помещении магазина "данные изъяты" в многоквартирном доме в "адрес"
29 июня 2020 года в 12 час. 00 мин. специалистами Общества ФИО10 в присутствии собственника "адрес" ФИО5, "адрес" ФИО6 составлен акт, в котором указано, что собственник нежилого помещения магазина "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", уведомленный почтовым извещением о дате и времени осмотра, не предоставил нежилое помещение магазина для обследования инженерных сетей на предмет замены стояков.
30 июня 2020 года Обществом в адрес ответчика повторно были направлены письменные требования о необходимости предоставления 6 июля 2020 года в 12 час. 00 мин. доступа для осмотра и проведения ремонтно-восстановительных работ инженерного санитарно-технического оборудования, расположенного в нежилом помещении магазина " "данные изъяты" в многоквартирном "адрес".
Согласно акту, составленному 6 июля 2020 года в 12 час. 00 мин. в присутствии собственника "адрес" ФИО5, "адрес" ФИО6, "адрес" ФИО8 в указанные дату и время доступ специалистам Общества в помещение магазина "Бифри" для осмотра и проведения ремонтно-восстановительных работ инженерного санитарно-технического оборудования, расположенного в нежилом помещении, не предоставлен.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая истцу в удовлетворении заявленного иска, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества N 491, в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В пункте 6 Правил содержания общего имущества N 491 указано, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из положений пунктов 1 и 4.1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 18 Правил содержания общего имущества N 491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
В силу пункта 11 Перечня работ, относящегося к текущему ремонту, утвержденному Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления относится к работам по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Какие виды работ и на каком санитарно-техническом, ином оборудовании, необходимо произвести в нежилом помещении, принадлежащем Зыряновой Л.А, истцом в иске не указано.
Из акта осмотра инженерных сетей от 25 июня 2020 года, следует, что были осмотрены инженерные сети, а именно стояки системы отопления, в связи с подготовкой к отопительному сезону 2020 - 2021 годов. Выявлено, что требуется замена стояков с "адрес" нижерасположенное нежилое помещение магазин "Бифри" в связи с тем, что стояки отопления находятся в аварийном состоянии, имеют изношенность на 90%.
К акту приложено 5 фотографий с изображением помещения в ходе ремонта и расположенных по стояку трех белых металлопластиковых труб с регулирующей и запорной арматурой.
Повреждения и недостатки, подтверждающие изношенность стояков отопления, расположенных в "адрес" в "адрес", фотографии, приложенные к акту не содержат.
В акте от 25 июня 2020 года сделан категоричный вывод о необходимости замены стояков системы отопления в нижерасположенное нежилое помещение, однако какие недостатки имело общее имущество собственников многоквартирного дома, в том числе в нежилом помещении, позволившее прийти к данному выводу в акте не указано. Сведений о том, что кто-либо из лиц, составивших акт, обладают специальными познаниями, позволяющими прийти к указанному выводу в материалах дела не имеется.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что истцом, помимо вышеперечисленного, нарушен порядок уведомления Зыряновой Л.А. о предоставлении доступа в нежилое помещение для проведения плановых работ. Судебная инстанция пришла к выводу, что требование о возложении на Зырянову Л.А. обязанности предоставить специалистам Общества доступ в нежилое помещение - магазин "Бифри", для производства необходимых ремонтно-восстановительных работ заявлено преждевременно, поскольку в спорный период факт неработоспособности и необходимости производства работ в отношении общего имущества собственников - замены части внутренней системы центрального отопления - стояков отопления в "адрес" с осуществлением таких работ в нежилом помещении, принадлежащем ответчику, достаточными, допустимыми и относимыми доказательствами не подтвержден, уведомление ответчика управляющей компанией о предоставлении доступа в нежилое помещение для выполнения работ произведено с нарушением порядка, предусмотренного подпунктом "о" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении. Судебная коллегия кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 12 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Обслуживающая компания г. Магадана" - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.