Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в интересах ФИО11 к ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1", Министерству здравоохранения Приморского края о взыскании стимулирующих надбавок
по кассационному представлению прокурора Приморского края
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневу С.Н, поддержавшую кассационное представление и полагавшую апелляционное определение подлежащим отмене, возражения представителя ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" Приходько Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Фрунзенского района г. Владивостока, действующий в интересах ФИО12 обратился в суд с названным иском к ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1", Министерству здравоохранения Приморского края. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО13. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" в должности "данные изъяты" отделения реанимации и интенсивной терапии регионального сосудистого центра. В соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом главного врача ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" от 27 февраля 2020 года N 88-о должность "данные изъяты" относится к среднему медицинскому персоналу. В мае 2020 года в период осуществления ФИО14. трудовой деятельности в указанном отделении на лечении находились пациенты ФИО15, которым ФИО16. оказывала медицинскую помощь и, у которых впоследствии подтвердился диагноз "коронавирусная инфекция". При этом стимулирующие надбавки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, Постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N 387-пп за оказание медицинской помощи указанной категории больных не начислены и не выплачены. С учетом уточнений, прокурор просил взыскать с ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" в пользу ФИО17. стимулирующую надбавку, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N415 в размере 20 912, 83 рублей, стимулирующую надбавку, предусмотренную Постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N 387-пп, в размере 8 425, 53 рублей.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 2 сентября 2020 года исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Владивосток, действующего в интересах ФИО18 удовлетворены. На ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" возложена обязанность начислить и выплатить ФИО19 стимулирующую надбавку, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N415, за фактически отработанное время в размере 20 912, 83 рублей, стимулирующую надбавку, предусмотренную Постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N 387-пп, за фактически отработанное время в размере 8 426, 53 рублей. На Министерство здравоохранения Приморского края возложена обязанность направить средства на осуществление выплат указанных стимулирующих надбавок.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении прокурор Приморского края просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, представителя ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1", кассационный суд полагает, что апелляционное определение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 17 июня 2019 года между ФИО20. и ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" заключен трудовой договор N 198/19 на неопределенный срок, по которому истец принята на должность медицинской сестры-анестезиста в отделение реанимации и интенсивной терапии регионального сосудистого центра ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1".
В соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом главного врача ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" от 27 февраля 2020 года N 88-о должность медицинской сестры-анестезиста относится к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с пунктом 1 трудового договора в обязанности ФИО21 входит, в том числе, подготовка больных к операции, наблюдение за больными в ранний послеоперационный период, организация и проведение сестринского ухода за послеоперационными больными, обеспечение инфекционной безопасности пациентов.
Согласно табелю учета рабочего времени за май 2020 года ФИО22. осуществляла трудовую деятельность в отделении реанимации и интенсивной терапии регионального сосудистого центра ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1", в указанном отделении на лечении находились пациенты ФИО23, у которых впоследствии подтвердился диагноз "коронавирусная инфекция". ФИО24 оказывала медицинскую помощь Подленному К.И. в рабочие смены 10 мая 2020 года и 11 мая 2020 года диагноз "коронавирусная инфекция" подтвердился у ФИО25 26 мая 2020 года. Яковлев А.М. проходил лечение в указанном отделении в период с 11 по 13 мая 2020 года, Мочалова Е.А. оказывала ему медицинскую помощь 13 мая 2020 года, диагноз "коронавирусная инфекция" подтвердился 25 мая 2020 года. Здравая И.В. проходила лечение в отделении в период с 13 по 16 мая 2020 года ФИО26. оказывала медицинскую помощь указанной пациентке 13 мая 2020 года и 14 мая 2020 года, диагноз "коронавирусная инфекция" подтвердился 26 мая 2020 года.
Общая продолжительность отработанного времени Мочаловой Е.А. составила 96 часов при норме часов в мае 2020 года у медицинского персонала учреждения 131, 60 часов.
Вместе с тем, работодателем, ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, за май 2020 года в связи с оказанием помощи пациентам, у которых впоследствии был подтвержден диагноз "коронавирусная инфекция", ФИО27 не начислены и не выплачены.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 21, 22 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 415, которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных междбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, распоряжением Правительства Приморского края от 10 апреля 2020 года N 134-рп, приказом Министерства здравоохранения Приморского края от 13 апреля 2020 года N 18/пр/381, разъяснениями Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, Постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N 387-пп.
Суд исходил из того, что правовым значением для начисления выплат и стимулирующих надбавок медицинским работникам неинфекционного профиля за оказание медицинской помощи пациенту в случае, если на момент пребывания в таком стационаре данный пациент не имел подтвержденного диагноза COVID-19 и не был внесен в специализированный информационный ресурс COVID-19, является наличие именно на момент пребывания у пациента в стационаре диагноза COVID-19, пусть даже подтвержденного после перевода его в другое лечебное учреждение, так как данные выплаты начисляются медицинскому персоналу именно за факт риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Поскольку у пациентов, которым оказывала ФИО29. медицинскую помощь в отделении, диагноз COVID-19 впоследствии был подтвержден, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для начисления и выплаты ФИО28 выплат стимулирующего характера, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, пропорционально отработанному времени 96 часов при норме в месяц 131, 6 часов в размере 20 912, 83 рублей. При этом, суд отметил, что Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 не связывает осуществление данных выплат с временем внесения соответствующих данных о пациенте в специализированный информационный ресурс COVID-19.
Судом отклонен довод ответчика об отсутствии оснований для начисления работникам отделения реанимации и интенсивной терапии регионального сосудистого центра, в котором осуществляла трудовую деятельность ФИО30 соответствующих выплат, так как отделение не входит в перечень подразделений учреждений, утвержденный локальным нормативным актом организации, работа в которых дает право на установление стимулирующих выплат. Учитывая, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 определены категории (должности) работников медицинских организаций и размер надбавки без деления на работу в конкретных подразделениях, суд пришел к выводу, что включение локальным актом больницы исключительно пульмонологического отделения, работа в котором дает право на получение соответствующих выплат, не может ущемлять права работников организации, осуществляющих деятельность в других подразделениях учреждения здравоохранения.
Приняв во внимание, что Постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N 387-пп установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года, суд пришел к выводу о необходимости начисления и выплаты ФИО31 стимулирующей надбавки в размере 8 547 рублей, исходя из фактически отработанного времени в мае 2020 года.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО32 суд апелляционной инстанции не указал, что из Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, не следует, что выплата, предусмотренная данным нормативно-правовым актом, адресована всем работникам медицинской организации без деления на работу в конкретных подразделениях. Доказательством адресности выплаты ограниченному кругу лиц, работающему в особых условиях труда и имеющему дополнительную нагрузку, является необходимость утверждения перечня должностей локальным актом. В приказ ГБУЗ "ПККБ N 1" от 20 апреля 2020 года N 155-о "Об утверждении перечня наименований подразделений и должностей медицинских работников, работы в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" должность Мочаловой Е.А. не включена, в связи с чем суд второй инстанции пришел к выводу, что у работодателя не имелось правовых оснований для начисления указанной стимулирующей выплаты, признав неправомерными выводы суда первой инстанции о том, что предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 выплаты начисляются медицинскому персоналу именно за факт риска заражения новой коронавирусной инфекцией в период пребывания в стационаре пациентов с диагнозом COVID-19. При этом указал на отсутствие доказательств несения дополнительной нагрузки ФИО33 в период нахождения в отделении указанных больных.
Суд апелляционной инстанции также не согласился с выводом суда первой инстанции о взыскании в пользу ФИО34 стимулирующей надбавки в размере 8 547 рублей за фактически отработанное время, указав, что спорная выплата в соответствии с Постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N 387-пп начисляется за время фактического нахождения работника в подразделении, где в это время получали лечение пациенты с подтвержденным впоследствии диагнозом COVID-19. Согласившись с расчетом, представленным ответчиком, суд указал, что в общей сложности ФИО35. произведены выплаты за 48 часов работы (две смены), что и составляет выплаченные 8 547 рублей. Суд также отметил, что из текста названного постановления не следует, что предусмотренная выплата должна осуществляться за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, учтенное в табеле рабочего времени.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции Девятый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться по следующим основаниям.
Под заработной платой (оплата труда работника) согласно статье 129 ТК РФ понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), т.е. заработная плата состоит из вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат.
С целью поддержки медицинских работников, работающих в особых условиях труда, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения, Правительством Российской Федерации принято Постановление N 415 от 2 апреля 2020 года "Об утверждении правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
В соответствии с указанными Правилами, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов РФ по организации оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованном соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления.
Перечисленные выплаты являются зарплатной частью, которые медицинский работник получает за исполнение своих должностных обязанностей, за работу в условиях распространения коронавирусной инфекции.
При этом указанными Правилами установлен перечень должностей медицинских работников, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, в который, в том числе включены должности среднего медицинского персонала, к которым относится должность медицинской сестры.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях труда и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373.
Как следует из данного письма, дающего разъяснения относительно применения Правил, указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.
Также разъяснения по вопросу осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам за работу в особых условиях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 даны в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июня 2020 года N 16-3/И/2-8198, согласно которым медицинским и иным работникам учреждений (подразделений), не профилированных для оказания медицинской помощи больным COVID-19, имевшим контакт с пациентом с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, выплаты стимулирующего характера начисляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 за полные смены, в которых был осуществлен контакт, независимо от продолжительности контакта.
Следовательно, право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, имеют, в том числе медицинские работники среднего медицинского персонала, осуществляющие свою профессиональную деятельность и имевшие контакт с пациентом с установленным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.
Из материалов дела следует, что ФИО36 являясь медицинской сестрой-анестезистом отделения реанимации и интенсивной терапии регионального сосудистого центра ГБУЗ "ПККБ N 1" в мае 2020 года, в результате осуществления своей трудовой деятельности в указанном отделении контактировала с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, ее работа напрямую связана с биоматериалом, зараженным COVID-19. Таким образом, у нее возникло право на получение стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, в связи с нахождением в отделении медицинского учреждения, в котором она выполняла трудовую функцию, пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции и работой в особых условиях труда, поскольку оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлен диагноз COVID-19, постоянный тесный контакт с названными лицами, влечет за собой риск заболевания указанной инфекцией и у медицинского персонала. Следовательно, у ФИО37. имелся риск заболевания новой коронавирусной инфекцией.
В связи с этим нельзя признать обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что формальное не включение должности ФИО38. локальным актом медицинского учреждения в перечень подразделений и должностей медицинских работников, работа которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, исключает предусмотренное законом право на их получение. Данные обстоятельства не могут служить основанием для лишения конституционного права ФИО39 на получение социальных гарантий.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части отказа в выплате Мочаловой Е.А. стимулирующих надбавок, предусмотренных постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N 387-пп в размере 8 425, 53 рублей ввиду следующего.
Постановлением Правительства Приморского края от 29 апреля 2020 года N-387-пп установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку отдельным работникам краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края, за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года в связи с принятием мер по предотвращению распространения на территории Приморского края коронавирусной инфекции. В соответствии с п. 1 вышеуказанного Постановления, за счет резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрено осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края, за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
В соответствии с пунктом 4 Постановления, размер выплаты работнику медицинского учреждения устанавливается пропорционально фактически отработанному им времени, но не выше размеров, установленных пунктами 2 и 3 настоящего постановления.
Пунктом 3 Постановления установлены стимулирующие надбавки для среднего медицинского персонала в размере 15 400 рублей.
Так как в мае 2020 года фактически отработанное время ФИО40 составило 96 часов при норме 131, 6 часов, стимулирующая выплата должна выплачиваться за фактическое время ее работы. Начисление выплаты только за 48 отработанных часов, во время которых она оказывала медицинскую помощь больным коронавирусной инфекцией необоснованно, поскольку данная выплата устанавливается работнику на месяц.
Принимая во внимание изложенное, апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 декабря 2020 года отменить.
Оставить в силе решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 2 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.