Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) к Кычкин П.П. о взыскании переплаты по компенсационной выплате по уходу за ребенком-инвалидом, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н,
УСТАНОВИЛА:
ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с иском к Кычкину П.П. о взыскании переплаты по компенсационной выплате по уходу за ребенком-инвалидом.
В обоснование заявленных требований указав, что на основании заявления Кычкина П.П. от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена и произведена с июля 2017 года ежемесячная выплата как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом - ФИО4, 2009 года рождения. Указанная выплата производится только неработающим трудоспособным гражданам.
В соответствии с действующим порядком осуществления выплаты лицо, ее получающее, обязано уведомить орган пенсионного обеспечения об устройстве на работу, что является основанием для прекращения выплаты. Кычкин П.П. не уведомил пенсионный орган о трудоустройстве. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ Кычкин П.П. осуществлял оплачиваемую работу в АО НК "Туймаада-нефть", вследствие чего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата по ежемесячной выплате по уходу за ребенком - инвалидом в сумме 154 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ, в феврале 2020 г. в адрес ответчика Кычкина П.П. направлены уведомления о необходимости возмещения излишне выплаченной суммы ежемесячной выплаты в размере 154 000 рублей, которые остались без удовлетворения.
Просили взыскать с Кычкина П.П. неправомерно полученную ежемесячную выплату за осуществление ухода за ребенком-инвалидом в размере 154 000 рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции изменено в части размера взыскания переплаты по компенсационной выплате и государственной пошлины. В этой части принято новое решение, которым взыскана с Кычкина П.П. в пользу ГУ - УПФ РФ в г. Якутске Республики Саха (Якутия) переплата по компенсационной выплате в размере 46 200 рублей. Взыскана с Кычкина П.П. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 586 рублей.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Якутске Республики Саха (Якутия) просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставить в силе решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
В пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, иные денежные суммы, предоставленные в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 групп" предусмотрено установление ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 групп, то есть такой категории граждан, которые нуждаются в предоставлении особых мер социальной защиты.
В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 постановлено установить с 01 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, в том числе родителю (усыновителю), в размере 5 500 рублей, с 01 июля 2019 года - 10 000 рублей.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 предусмотрено, что размер ежемесячных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216, постановлением Совмина РСФСР от 20 марта 1991 года N 162, информационным письмом Департамента по вопросам населения и уровня жизни Минтруда РФ от 09 июня 2003 года N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003 года N 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09 июня 2003 года N 25-23/5995 на территории г. Якутска установлен районный коэффициент 1, 4.
Размер ежемесячной выплаты для лиц, проживающих в г. Якутске до 01 июля 2019 года составлял 7 700 руб. (5500 руб. * 1, 4 р/к); с 01 июля 2019 года - 14 000 руб. (10 000 руб. * 1, 4 р/к).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2013 года N 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 3 Правил).
В силу п. 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
Подпунктом "д" пункта 12 Правил предусмотрено, что осуществление ежемесячной выплаты прекращается помимо прочего при выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
В п. 13 Правил предусмотрено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, в том числе о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Извещение может быть представлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В п. 14 Правил определено, что прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 12 настоящих Правил.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кычкин П.П. обратился в УПФ РФ в г. Якутске РС (Я) с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за дочерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющимся ребенком-инвалидом, при подаче которого был предупрежден о необходимости в течение 5 дней извещать территориальный орган ПФР, в том числе, о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющем уход, оплачиваемой работы.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Якутске РС (Я) Кычкину П.П, как лицу осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, назначена ежемесячная выплата в размере 7 700 руб. с ДД.ММ.ГГГГ на период осуществления ухода. Выплату следовало производить к пенсии ребенка-инвалида.
Выплата ежемесячно начислялась и выплачивалась Кычкину П.П, что подтверждается выписками из пенсионного дела N.
С ДД.ММ.ГГГГ Кычкин П.П. официально трудоустроился в АО НК "Туймаада-нефть" и назначен на должность юриста, что было установлено ГУ УПФ РФ в г. Якутске ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки и явилось основанием для прекращения выплат ответчику с ДД.ММ.ГГГГ.
Письменных заявлений, электронных писем о своей трудовой деятельности в указанный период ответчик Кычкин П.П. истцу не представил.
Сумма переплаты компенсационной выплаты на уход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 154 000 руб.
В адрес ответчика направлялись письма о размере переплаты с предложением возместить излишне уплаченные денежные средства, которые оставлены без удовлетворения.
С момента трудоустройства Кычкина П.П. в АО НК "Туймаада-нефть", работодатель производил отчисления в пенсионный фонд.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
В силу Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является ПФР в лице его территориальных органов, в функции которого входит ведение индивидуального (персонифицированного) учета.
Изменяя решение суда первой инстанции в части размера взыскания переплаты по компенсационной выплате и государственной пошлине и принимая в этой части новое решение, взыскивая с Кычкина П.П. в пользу истца переплату по компенсационной выплате в размере 46 000 рублей, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что при решении вопроса о назначении ежемесячной компенсационной выплаты Кычкину П.П. ГУ УПФ РФ в г. Якутске должно было быть осведомлено о том, что оснований для ее назначения не имеется, затребовав выписку из индивидуального лицевого счета из информационной базы персонифицированного учета органов ПФР, однако ГУ УПФ РФ в г. Якутске не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, не выяснив данные обстоятельства на момент принятия решения о назначении выплат при наличии у него такой возможности, не воспользовалось имеющейся у него в распоряжении информацией.
Суд апелляционной инстанции при этом сослался на то, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (п. 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе, контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе, за счет федерального бюджета.
В данном деле не содержат сведений о выполнении возложенных на пенсионный орган функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у пенсионного органа сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате гражданином права на получение компенсационной выплаты - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение осуществления пенсионным органом компенсационных выплат.
Невыполнение ГУ УПФ РФ в г. Якутске возложенных на него полномочий по межведомственному информационному взаимодействию с соответствующими органами и организациями, при выплате Кычкину П.П. ежемесячной компенсационной выплаты привело к возникновению задолженности в виде излишне полученных Кычкиным П.П. сумм компенсационной выплаты, в то время как именно на пенсионный орган возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату компенсационной выплаты, путем проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты.
Работодатель ответчика представил сведения о работнике Кычкине П.П. ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, Пенсионному фонду в марте 2018 года стало известно об утрате Кычкиным П.П. права на получение компенсационной выплаты.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно указал, что взысканию компенсации подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 46 200, 00 руб. (7 700 руб. * 6 мес. = 46 200, 00 руб.).
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к такому выводу, подробно изложены в апелляционном определении.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает такие выводы правильными.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.