Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Вольной Е.Ю., при секретаре судебного заседания Бирюковой Т.В., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании административное дело (N3а-61/2021) по частной жалобе представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" Маркелова А.Д. на определение Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2021 года о прекращении производства по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" к Правительству Хабаровского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущественных отношений Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Гарант-Сервис" обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 27 379 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здания и сооружения, используемые под производственную базу, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, в соответствии с представленным отчетом об оценке N от 03 ноября 2020 года, выполненным ООО " "данные изъяты"", по состоянию на 28 сентября 2018 года, в размере 18 973 647 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено министерство имущественных отношений Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица - администрация города Хабаровска (том 1 л.д. 1-3).
Определением Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Гарант-Сервис" к Правительству Хабаровского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущественных отношений Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости прекращено.
Не согласившись с определением суда, представителем ООО "Гарант-Сервис" Маркеловым А.Д. подана частная жалоба, в которой просит решение суда отменить и разрешить вопрос по существу. По мнению заявителя, административный истец имеет право на перерасчет, зачет (возврат) излишне уплаченного налога за период 2018 года. Кроме того, размер платы по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N о перераспределении земельных участков был определен исходя из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. В связи с чем, имеются основания для пересмотра архивной кадастровой стоимости.
Представителем Правительства Хабаровского края представлены возражения на частную жалобу представителя административного истца.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы частной жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной собственности Хабаровского края, землями и (или) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 30 июня 2015 года N159-пр, размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность.
Из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
В силу частей 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Закон об оценочной деятельности).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, ООО "Гарант-Сервис" принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью 25 163 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
29 апреля 2019 года между ООО "Гарант-Сервис" и департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска на основании согласия департамента архитектуры, строительства и землепользования на перераспределение земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N заключено соглашение N о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (том 1 л.д. 131-133).
В результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ООО "Гарант-Сервис", образовался один земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 27 476 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под здания и сооружения, используемые в качестве производственной базы, расположенный по адресу: "адрес"
Пунктами 4 и 5 соглашения предусмотрено, что увеличение площади земельного участка, принадлежащего административному истцу, осуществляется за плату, размер которой определен на основании постановления правительства Хабаровского края от 30 июня 2015 года N159-пр и составляет 1 100 348 рублей 46 копеек.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 апреля 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 28 сентября 2018 года определена в размере 87 139 859 рублей 24 копейки (том 1 л.д. 62).
7 июня 2019 года административным истцом зарегистрировано право собственности на сформированный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040922:314.
19 ноября 2019 года ООО "Гарант-Сервис" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с целью пересмотра указанной кадастровой стоимости результатов путем установления кадастровой стоимости данного земельного участка равной его рыночной стоимости (том 1 л.д. 200-201).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 04 декабря 2019 года N10 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 21 октября 2019 года в размере 29 295 530 рублей (том 1 л.д. 160-162).
Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 декабря 2019 года (том 1 л.д. 57).
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной (неактуальной).
16 ноября 2020 года административный истец вновь обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, представил отчет об оценке ООО " "данные изъяты"" от 3 ноября 2020 года N N, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 28 сентября 2018 года определена в размере 18 973 647 рублей (том 1 л.д. 128).
Комиссией административному истцу направлено уведомление от 18 ноября 2020 года N09-20/14099 об оставлении заявления без рассмотрения со ссылкой на невозможность оспаривания в комиссии неактуальной кадастровой стоимости объекта недвижимости (том 1 л.д. 129-130).
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец фактически оспаривает заключенное и исполненное соглашение о перераспределении земель, однако доказательств того, что за ним сохранилось право на применение кадастровой стоимости земельного участка в связи с заключением соглашения о перераспределении земель, ООО "Гарант-Сервис" не представило.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами в связи со следующим.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ООО "Гарант-Сервис", в обоснование заявленных требований, ссылалось на завышенный размер платы по соглашению от 29 апреля 2019 года N405, в связи с определением его из недостоверной кадастровой стоимости, что по мнению административного истца свидетельствует о нарушении его прав, поскольку ООО "Гарант-Сервис" имеет право на взыскание в связи с этим неосновательного обогащения.
В настоящем случае административным истцом оспариваются результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N определенные по состоянию на 28 сентября 2018 года и ставшие архивными, в связи с вынесением решения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю N10 от 4 декабря 2019 года и внесением в ЕГРН 12 декабря 2019 года указанных сведений.
У ООО "Гарант-Сервис" на момент обращения в суд права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N для цели изменения размера платы по заключенному с департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска соглашению от 29 апреля 2019 года N 405 не имеется.
По сути, заявленные административным истцом требования сводятся к изменению существенного условия соглашения N405 от 29 апреля 2019 года о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (условие о размере платы за увеличение площади земельного участка).
При этом, оспаривание кадастровой стоимости не влечет безусловное изменение условий заключенного соглашения.
Отдельно с требованиями об оспаривании условий соглашения N405 от 29 апреля 2019 года ООО "Гарант-Сервис" не обращалось.
Доводы жалобы о праве административного истца на перерасчёт излишне уплаченного налога за 2018 года являются несостоятельными.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 указанного Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В действительности, размер земельного налога за 2018 год зависит от оспариваемой кадастровой стоимости, однако, поскольку административный истец является собственником указанного выше земельного участка с 2019 года, правовой заинтересованности у административного истца в разрешении заявленных требований не имеется.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В целом доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены определения суда.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, определение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315-316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" Маркелова А.Д. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (город Владивосток) через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.