Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника начальника ГУП "Московский метрополитен" N (далее также Козловский В.Н.) по доверенности Антцибир О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 06 июля 2020 года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31 июля 2020 года, вынесенные в отношении начальника ГУП "Московский метрополитен" Козловского В.Н., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N410 Мещанского района г. Москвы от 06 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31 июля 2020 года, начальник ГУП "Московский метрополитен" Козловский В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник начальника ГУП "Московский метрополитен" Козловского В.Н. по доверенности Антцибир О.В. просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении Козловского В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Часть 1 статьи 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями) в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство РФ утвердило Правила предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
Согласно пункту 2 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (далее - Правила), уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению N 1, в который включена деятельность по хранению и реализации медицинских изделий (пункт 87).
Пунктом 5(8) Правил предусмотрено, что заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 87 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальный орган).
Из материалов дела следует, что с 12 мая 2020 года ГУП "Московский Метрополитен" начата деятельность по реализации медицинских изделий: медицинских масок и перчаток во всех кассах ГУП "Московский метрополитен".
При этом по состоянию на 14 мая 2020 года в реестре уведомлений об осуществлении деятельности в сфере обращения медицинских изделий отсутствовали сведения о направлении ГУП "Московский Метрополитен" уведомления о начале осуществления деятельности в сфере обращения медицинских изделий в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения или в Территориальный орган.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении начальника ГУП "Московский метрополитен" Козловского В.Н. должностным лицом Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области.
Эти обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1- 5), служебной запиской (л.д. 6), фотоматериалом (л.д. 7-11) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, не выполнившее установленные требования по уведомлению о начале предпринимательской деятельности, виновность указанного должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия начальника ГУП "Московский метрополитен" Козловского В.Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии вины Козловского В.Н. в совершении данного правонарушения, свидетельствуют об иной оценке доказательств, исследованных судом, что само по себе не может являться основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Доводы жалобы о нарушении должностным лицом Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области порядка проведения внеплановой проверки ГУП "Московский метрополитен" получили оценку в судебных постановлениях и были признаны неубедительными.
С выводами судебных инстанций о том, что внеплановая проверка ГУП "Московский метрополитен" не проводилась, данное правонарушение было выявлено должностным лицом в результате непосредственного обнаружения, можно согласиться.
Оснований для применения положений статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями также не установлено, т.к. Козловским В.Н. не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств крайней необходимости, препятствовавших для своевременного направления уведомления о начале предпринимательской деятельности.
Между тем в материалах дела имеется ходатайство защитника начальника ГУП "Московский метрополитен" Козловского В.Н. по доверенности Антцибир О.В. о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью данного правонарушения (л.д. 83-65).
На необходимости рассмотрения этого ходатайства защитник Анцибир О.В. настаивала и в своей апелляционной жалобе, поданной в районный суд (л.д. 156-163).
В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями не в должной мере было учтено, что данное правонарушение было совершено Козловским В.Н. в условиях стремительного развития пандемии новой короновирусной инфекции COVID-19 в целях защиты жизни и здоровья пассажиров от заражения этой инфекции.
При этом вред здоровью граждан, предотвращенный срочной организацией продажи средств защиты в кассах метрополитена, значительно превышает последствия от несвоевременного уведомления компетентного органа государства о начале этой деятельности.
При таких обстоятельствах нахожу, что имеются основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника начальника ГУП "Московский метрополитен" Козловского В.Н. по доверенности Антцибир О.В. удовлетворить.
постановление мирового судьи судебного участка N410 Мещанского района г. Москвы от 06 июля 2020 года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31 июля 2020 года, вынесенные в отношении начальника ГУП "Московский метрополитен" Козловского В.Н, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.