Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя ФИО6 оглы по доверенности Володиной К.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 16 июня 2020 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО7 оглы (далее также Дадашев М.Э.о.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Твери от 16 июня 2020 года Дадашев М.Э.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник индивидуального предпринимателя Дадашева М.Э.о. по доверенности Володина К.В. ставит вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Дадашева М.Э.о. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р утвержден прилагаемый рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости (далее по тексту цитируемого нормативно-правового акта - перечень). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнить перечень в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации (пункты 1, 2 названного распоряжения).
В силу пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, указанными в перечне, отнесены организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая производителей, поставщиков, дистрибьюторов, транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, оптовые рынки, склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов, объекты торговли всех форматов (в том числе нестационарные и мобильные объекты), а также управляющие компании, в том числе обеспечивающие функционирование объектов недвижимости, в которых располагаются такие организации.
При реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень (пункт 4 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации).
Пунктом 5 названного акта установлено, что допускается продажа продовольственных и непродовольственных товаров дистанционным способом, за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В целях профилактики и предотвращения распространения на территории Тверской области новой коронавирусной инфекции (C0VID- 2019). в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Законом Тверской области от 30.07.1998 N 26-03- 2 "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" губернатором Тверской области принято постановление от 17.03.2020 года N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" (далее также постановление губернатора Тверской области от 17.03.2020 года N 16-пг).
В силу п. 1 указанного постановления с 17.03.2020 года на территории Тверской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установив региональный уровень реагирования.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Дадашева М.Э.о. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы об осуществлении названным лицом 16 апреля 2020 года в 20 час. 00 мин. в помещении магазина "Табак" по адресу: г. Тверь, проспект Чайковского, д. 17, розничной продажи непродовольственных товаров (зажигалки, кальяны, курительные трубки, устройства IQOS, сигареты) не включенных в перечень товаров первой необходимости, в нарушение п.1, подпункта 10 пункта 7 постановления губернатора Тверской области от 17.03.2020 года N 16-пг.
Вместе с тем выводы судебной инстанции являются преждевременными ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административных правонарушениях Дадашев М.Э.о. приводил доводы об осуществлении 16 апреля 2020 года в магазине по обозначенному выше адресу реализации товаров первой необходимости, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р (л.д. 16).
Определением судьи Центрального районного суда г. Твери от 06 мая 2020 года данное дело было возвращено должностному лицу полиции, в том числе и для выяснения этих обстоятельств (л.д. 7-9).
Между тем при рассмотрении настоящего дела не получили надлежащую оценку и не были исследованы имеющие правовое значение обстоятельства, связанные с тем, применимы ли к данной правовой ситуации приведенные нормы, содержащиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р, в частности, не проверены доводы Дадашева М.Э.о. об осуществлении им 16 апреля 2020 года торговой деятельности по реализации товаров, указанных в перечне непродовольственных товаров первой необходимости.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 16 июня 2020 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Дадашева М.Э.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы защитника индивидуального предпринимателя Дадашева М.Э.о. по доверенности Володиной К.В. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий Дадашева М.Э.о. утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника индивидуального предпринимателя Дадашева М.Э.о. по доверенности Володиной К.В. удовлетворить.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 16 июня 2020 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Дадашева М.Э.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.