Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Дьякова А.А. на вступившее в законную силу решение судьи Тамбовского областного суда от 15 февраля 2021 года, вынесенное в отношении АО "Тамбовские коммунальные системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора Дьякова А.А. от 04 сентября 2020 г. АО "Тамбовские коммунальные системы" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тамбовского областного суда от 15 февраля 2021 года, вышеуказанное постановление должностного лица отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора Дьяков А.А, просит отменить решение судьи Тамбовского областного суда от 15 февраля 2021 года, вынесенное в отношении АО "Тамбовские коммунальные системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным.
Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Законный представитель АО "Тамбовские коммунальные системы" извещен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Из представленных материалов усматривается, что постановлением должностного лица Центрально-Черноземным межрегиональным Управлением Росприроднадзора общество привлечено к административной ответственности по результатам внеплановой проверки с 04 августа по 31 августа 2020 года в соответствии с распоряжением от 23 июля 2020 г. N РТ-244В ходе проверки установлено, что обществом допущено хранение опасного отхода IV класса опасности - ила избыточного биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод свыше 11 месяцев без специального разрешения - лицензии на размещение (захоронение) отходов, что является нарушением статей 1, 4, 9, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "ТКС" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица N 04-155/2020 от 4 сентября 2020 года и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в действиях АО "Тамбовские коммунальные системы" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда с таким выводом судьи районного суда согласился и оставил его без изменения.
По мнению судебных инстанций, исходя их положений статей 23, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 Государственный стандарт Российской Федерации "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений", СанПиН 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения", иловые площадки относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
При рассмотрении дела было установлено, что с 2011 года на площадке компостирования в соответствии с технологическим регламентом производства объем обезвоженного осадка используется обществом для производства компоста "Плодородный "ПЛЮС" в соответствии с ТУ 0135- 001-71251361-2011.
В целях реализации продукции из осадков обществом заключен договор N 116-2019/01-015 от 09.01.2019, предметом которого является вывоз и размещение компоста "Плодородный Плюс" с очистных сооружений и его использование в качестве удобрения на сельскохозяйственном поле.
Получение илового осадка является стадией производственного процесса общества, а конечным результатом этого процесса является производство удобрений и их реализация. Соответственно, в рассматриваемом случае иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства, поэтому судебные инстанции пришли к выводу о том, что получение лицензии на данный вид деятельности не требуется.
Приведенный вывод согласуется с позицией Верховного суда, приведенной в определении от 29 марта 2019 года по делу N 308-ЭС19-2753.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 ноября 2020 года, решение судьи Тамбовского областного суда от 15 февраля 2021 года, вынесенные в отношении АО "Тамбовские коммунальные системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора Дьякова А.А. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.