Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда с использованием средств видео-конференц-связи кассационную жалобу представителя административного ответчика общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" по доверенности Хряпиной Натальи Венедиктовны (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 17 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области и ООО "Водоканалсервис" об обязании организовать централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Михин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области и ООО "Водоканалсервис" об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать в п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что постановлением администрации городского поселения п. Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема водоснабжения на период с 2014 по 2023 год, в соответствии с которой водоснабжение населенного пункта осуществляется из подземных источников: водозаборных скважин, колодцев и родников, система водоснабжения состоит из 11 артезианских скважин. Согласно экспертному заключению и протоколам лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" качество питьевой воды, поставляемой жителям, не соответствует требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям, так как имеется превышение норматива по бору, который является биологически активным элементом и в соответствии с гигиенической классификацией относится ко 2 классу опасности (высоко опасный). Вода из скважины N не соответствует гигиеническим требованиям по мутности (по каолину), по содержанию железа и марганца. Постановлением администрации городского поселения п. Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ N статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения поселка Красное-на-Волге наделено ООО "Водоканалсервис", которое должно обеспечивать эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, существующими нормами и правилами. В целях исполнения полномочий гарантирующей организации ООО "Водоканалсервис" на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N передан комплекс имущества водопроводно-канализационного хозяйства, необходимого для обеспечения бесперебойного водоснабжения жителей п. Красное-на-Волге, в том числе, артезианские скважины N.
Обязанность по организации водоснабжения населения вышеуказанного населенного пункта возложена на администрацию городского поселения, однако в нарушение требований закона администрацией городского поселения, а также ООО "Водоканалсервис", как гарантирующей организацией в сфере водоснабжения, не принято должных мер по обеспечению водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, что негативно влияет на качество жизни граждан, проживающих в поселке.
Решением Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 17 февраля 2021 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Названным решением на ООО "Водоканалсервис" возложена обязанность по организации в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пос. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области централизованного водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика ООО "Водоканалсервис" по доверенности Хряпина Н.В. ставит вопрос об отмене решения Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 17 февраля 2021 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований к ООО "Водоканалсервис".
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Представитель административного ответчика ООО "Водоканалсервис" по доверенности Урядина Ю.С, участвуя в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, кассационную жалобу поддержала, по изложенным в ней доводам.
Старший прокурор отдела управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русаков И.В. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка. транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6).
Частью 1 статьи 12 названного Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В силу части 1 статьи 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
В соответствии с пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.4. 3.4.1. 3.4.2. 3.4.3. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3); вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).
Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4. а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении N 2.
Согласно гигиеническим нормативам безвредности питьевой воды по химическому составу (таблица 2 СанПиН 2.1.4.1074-01) и органолептическим свойствам воды (таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01) предельно допустимая концентрация железа не должна превышать 0, 3 мг/дм3, марганца - 0, 1 мг/дм3, бора - 0.5 мг/дм3, показатель мутности (по каолину) не должен превышать 1, 5 мг/дм3.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, в 2019 и 2020 годах специалистами Управления Роспотребнадзора по Костромской области с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" неоднократно осуществлялся мониторинг качества питьевой воды, поставляемой жителям поселка Красное-на-Волге по централизованным сетям водоснабжения, и было выявлено повышенное содержание в воде таких элементов как бор, марганец, железо, и превышение норматива по мутности. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела протоколами лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на ООО "Водоканалсервис" обязанность по обеспечению централизованного водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам, суд, установив, что качество воды, поставляемой по сетям центрального водоснабжения населению поселка не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, в частности гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01, правильно исходил из того, что обязанность по обеспечению надлежащего качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение, а такой организацией на территории поселка Красное-на-Волге является ООО "Водоканалсервис.
Суд первой инстанции также обоснованно посчитал, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Водоканалсервис", являясь на основании постановления администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ N гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории поселка Красное-на-Волге и осуществляя эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории указанного городского поселения и поставку питьевой воды по этим сетям населению, не исполнило в полной мере обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, в связи с чем обязал общество организовать водоснабжение надлежащим образом.
С данными выводами суда первой инстанции правомерно согласилась судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда.
Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, нельзя признать обоснованными, поскольку они не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Кассационная жалоба в этой части фактически сводится к иной оценке представленных в материалах дела доказательств, оснований согласиться с которой не имеется.
Содержащаяся в кассационной жалобе правовая оценка обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела, в том числе со ссылкой на положения части 7 статьи 8 Федерального закона от 7.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", основана на неверном толковании соответствующих норм материального права. Этим доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" по доверенности Хряпиной Натальи Венедиктовны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 23 июня 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.