Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нерченко Вероники Леонтьевны на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 июля 2020 года (дело N 2а-927/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 26 октября 2020 года (дело N 33а-3010/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области (далее - МИФНС России N 4 по Тамбовской области) к Нерченко В.Л. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, недоимки по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя МИФНС России N 4 по Тамбовской области по доверенности Станкевич Т.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
МИФНС России N 4 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к Нерченко В.Л. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за период с 4 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в размере 49, 35 рублей, недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 145 732 рублей и пени по земельному налогу в размере 2 570, 67 рублей.
Требования мотивированы тем, что Нерченко В.Л. является собственником:
- семи объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес", 1, с кадастровыми номерами N
- двух жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", с кадастровыми номерами N
- двух земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", 1, с кадастровыми номерами N
- земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", с кадастровым номером N
На указанные объекты налогообложения, административному ответчику, как плательщику налога на имущество физических лиц и земельного налога направлено налоговое уведомление с указанием срока уплаты налогов не позднее 3 декабря 2018 года.
Обязанность по уплате налогов Нерченко В.Л. своевременно не исполнена, в связи с чем, ей выставлено требование об уплате налогов и пени в срок до 13 марта 2019 года. Требование налогового органа также не исполнено.
В августе и октябре 2019 года частично произведена оплата налога на имущество физических лиц за 2017 год.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 июля 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Нерченко В.Л. - без удовлетворения
В кассационной жалобе Нерченко В.Л. просит об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права. В жалобе указывается на неправильное применение налоговой ставки 1, 5% при исчислении земельного налога за 2017 года в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами N:3, поскольку данные земельные участки фактически использовались под рыбоводство, что соответствует виду разрешенного использования для сельскохозяйственного назначения, соответственно налоговая ставка для расчета земельного налога должна применяться в размере 0, 3%. Вид разрешенного использования этих земельных участков "для производственных целей", не включен в Классификатор, утверждённый приказом Минэкономразвития Росси от 1 сентября 2014 года N 540.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Налоговым органом поданы письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявлений о взыскании могут быть восстановлены судом (пункты 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Вопросы уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц регламентированы главами 31 и 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, нормы которых предусматривают, что их плательщиками (далее - налогоплательщики) признаются, среди прочих, собственники объектов незавершенного строительства и земельных участков; налоговым периодом по налогам признается календарный год; налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, а сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ, по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы; налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом; в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьёй 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0, 3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; и 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Отъясского сельского Совета народных депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N на территории Отъясского сельсовета "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ установлен обязательный к уплате земельный налог.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в 2017 году Нерченко В.Л. являлась собственником:
- семи объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес", 1, с кадастровыми номерами N
- двух жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", с кадастровыми номерами N
- двух земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", 1, с кадастровыми номерами N
- земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", с кадастровым номером N.
Налоговым органом ФИО1 B.Л. исчислен налог за 2017 год на имущество физических лиц и земельный налог в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами N:3 с применением налоговой ставки в 1, 5 процента.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока уплаты не позднее 3 декабря 2018 года.
Обязанность по уплате земельного налога Нерченко B.Л. не исполнена, в связи с чем, ей выставлено требование N 1830 по состоянию на 28 января 2019 года об уплате налогов в срок до 13 марта 2019 года.
26 июня 2020 года уплата налога на имущество физических лиц произведена полностью, а уплата земельного налога произведена частично, неоплаченный размер земельного налога составил 145 732 рубля.
Определением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Тамбова от 23 декабря 2019 года отменен судебный приказ от 18 апреля 2019 года о взыскании недоимки по налогам и пени в связи с поступившими возражениями Нерченко В.Л.
27 марта 2020 года налоговый орган обратился в суд с данным административным иском.
Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Нерченко В.Л, являясь собственником указанных выше объектов недвижимости, в силу закона являлась плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, добровольно возложенную на неё обязанность не исполнила, требование налогового органа об уплате налогов оставила без удовлетворения. Суд проверил правильность расчёта задолженности по налогам и пени, соблюдения налоговым органом порядка и срока обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогам, предшествующей обращению в суд и установил, что обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество административным ответчиком в полном объёме не исполнена. Срок для обращения в суд с налоговым органом соблюден, поскольку данный административный иск подан в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований налогового органа.
С таким выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции не найдя оснований для отмены или изменения решения.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ и приведена в судебных актах. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения налоговой ставки 0, 3% при исчислении земельного налога за 2017 год в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами N обоснованно признаны несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании налогового законодательства.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, о правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества налоговые органы получают в результате электронного обмена с органами Росреестра на основании совместного Приказа Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", 1, с кадастровыми номерами N относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", имеют вид разрешенного использования "для производственных целей, для размещения промышленных объектов".
Поскольку вид разрешенного использования земельных участков "для производственных целей, для размещения промышленных объектов" не предполагает использование таких земельных участков для сельскохозяйственного назначения, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонили доводы административного ответчика о неверном применении налоговым органом налоговой ставки в размере 1, 5 процента к исчислению земельного налога за 2017 год.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами обеих инстанций не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 июля 2020 года, апелляционное определение Тамбовского областного суда от 26 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нерченко В.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.