Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Рахманкиной Е.П, Жудова Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Субочева Д.Ю. (поступила в суд первой инстанции 24 апреля 2021 года, в суд кассационной инстанции с делом - 11 мая 2021 года) на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 01 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-2294/2020 по административному исковому заявлению Рахматова Абдигани Чулимуродовича к Федеральной службе исполнения наказаний, УМВД России по Тамбовской области об отмене распоряжения о нежелательности пребывания/проживания в Российской Федерации и решения о депортации.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рахматов А.Ч. обратился в суд с административным иском об оспаривании принятого в отношении него распоряжения ФСИН России от 06 апреля 2020 года N 1249-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы". В обоснование требований указал на то, что указанное распоряжение принято в нарушение прямого запрета, установленного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274, что влечет нарушение его прав.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2020 года административный иск удовлетворен, оспариваемое распоряжение признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 29 октября 2020 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФСИН России - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, административный ответчик ставит вопрос об отмене решения районного суда, апелляционного определения. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что Рахматов А.Ч, является гражданином Республики Узбекистан, осужден за совершение преступления по пункту "а, г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации осужден 24 июля 2019 года к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, имеет не снятую и непогашенную судимость.
Апелляционным определением судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда от 15 октября 2019 года приговор изменен, наказание назначено 1 год 5 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением ФСИН России от 6 апреля 2020 года N 1249-рн пребывание (проживание) Рахматова А.Ч. в Российской Федерации признано нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решением начальника УМВД России по Тамбовской области от 8 апреля 2020 года определено депортировать Рахматова А.Ч. за пределы Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая незаконным распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 15 апреля 2020 года N 1556-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Рахматова А.Ч, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в первоначальной редакции), в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не принимаются.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 названной статьи).
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию. Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается (части 8, 9 приведенной статьи).
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства до 20 апреля 2020 года регламентировался Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 года N 171.
В силу пункта 3 указанной Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, может быть принято в случае, если такое пребывание (проживание) создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Между тем, Указом Президента Российской Федерации в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установлен временный запрет па принятие решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Названный Указ вступил в силу с 18 апреля 2020 года, однако распространяется на правоотношения, возникшие с 15 марта 2020 года.
При таких обстоятельствах, распоряжение ФСИН России от 6 апреля 2020 года N 1249-рн о нежелательности пребывания (проживания) гражданина Республики Узбекистан Рахматова А.Ч, принятое административным ответчиком в нарушение установленного запрета, не может являться законным и обоснованным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает, нормы материального и процессуального права нашли правильное применение в оспариваемых судебных актах.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 1 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Субочева Д.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.