Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Рахманкиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аушева Исраила Султановича на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 сентября 2020 года, вынесенные по административному делу N 2а-340/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Смоленской области к Аушеву Исраилу Султановичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения административного ответчика Аушева И.С, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Смоленской области (далее - МИФНС России N 2 по Смоленской области, налоговый орган) с административным исковым заявлением к Аушеву И.С. о взыскании недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды истекшие до 1 января 2017 года, в размере N рублей и пени в размере N рублей.
Требования мотивированны тем, что 10 октября 2018 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности Аушева И.С. в качестве индивидуального предпринимателя. Требования инспекции по уплате N 10837 по состоянию на 21 декабря 2018 года в заявленном в административном иске размере налогоплательщик не исполнил.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 2 июня 2020 года исковые требования МИФНС России N 2 по Смоленской области удовлетворены: с Аушева И.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Смоленской области взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды истекшие до 1 января 2017 год, в сумме N рублей и пени в сумме N рублей и государственная пошлина в размере N рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 сентября 2020 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения дополнена абзацем следующего содержания: "Восстановить Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Смоленской области пропущенный срок на подачу административного искового заявления к Аушеву И.С. о взыскании обязательных платежей и санкций".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 апреля 2021 года, административный ответчик ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения районного суда с принятием нового решения. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального права, в отсутствие фактических оснований для взыскания.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании административный ответчик просил отменить оспариваемые судебные постановления по основаниям доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно положениям части 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судами и следует из материалов дела Аушев И.С. с 29 мая 2005 года до 10 октября 2018 года осуществлял предпринимательскую деятельность и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (ОГРНИП 30506081160071), в связи с чем, являлся плательщиком, среди иных обязательных платежей, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
С 1 января 2017 года полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам и пени, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации, возложены на налоговые органы.
Из содержания справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, находящейся в материалах административного дела, следует, что указанная в административном иске недоимка образовалась у административного ответчика по состоянию на 1 января 2017 года и все сведения об этой недоимке Пенсионным фондом Российской Федерации были переданы налоговому органу.
В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей, в порядке статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое требование от 21 декабря 2018 года N 10837 об оплате в срок до 21 января 2019 года задолженности на общую сумму N рублей, в том числе, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме N рублей.
Аушевым И.С. уплата страховых взносов в установленный в требовании срок, произведена не была.
На основании заявления МИФНС России N 2 по Смоленской области и.о. обязанности мирового судьи судебного участка N 47 в муниципальном образовании "Темкинский район" Смоленской области - мирового судьи судебного участка N 18 в муниципальном образовании "Гагаринский район" Смоленской области от 14 июня 2019 год выдан судебный приказ о взыскании с Аушева И.С. обязательных платежей и санкций по налоговому требованию от 21 декабря 2018 года N 10837 на общую сумму N рублей. По заявлению должника определением и.о. обязанности мирового судьи судебного участка N 47 в муниципальном образовании "Темкинский район" Смоленской области - мирового судьи судебного участка N 18 в муниципальном образовании "Гагаринский район" Смоленской области от 25 ноября 2019 года судебный приказ от 14 июня 2019 года отменен.
25 марта 2020 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Аушевым И.С. не исполнено требование налогового органа об уплате налога по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Аушева И.С. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Сроки обращения к мировому судье с административным иском не нарушены, пропуск срока на обращение в районный суд признан уважительным.
Рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие таковых.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 1 и 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
При этом, в силу положений абзаца 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела суды установили, что расчет налоговым органом страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить задолженность соблюдена, однако обязательства по уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнены, оснований полагать ошибочным их вывод о законности предъявленных к Аушеву И.С. требований не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в спорный налоговый период административный ответчик в установленном законом порядке был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Факты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в Смоленской области и неуплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование административный ответчик не оспаривал в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
По сути, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, но их не опровергают.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аушева Исраила Султановича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.