Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Бибеевой С.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Марии Юрьевны к Отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе, Департаменту Смоленской области по социальному развитию об обязании установить выплату пособия на ребенка (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1279/2020)
по кассационной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Павлова М.Ю. обратилась в суд Отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе, Департаменту Смоленской области по социальному развитию в котором с учетом уточнения исковых требований просила суд признать отказ Отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе Смоленской области Департамента Смоленской области по социальному развитию в выплате пособия на ребенка за период с 01.01.2020 незаконным и обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию назначить ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на ее сына Павлова В.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения с 01.01.2020.
Исковые требования мотивированы тем, что 15.08.2020 она обратилась к ответчику с заявлением на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет. 10.09.2020 ею получен протокол о назначении указанного пособия, но не с 01.02.2020, а с августа 2020 года. При обращении в Департамент Смоленской области по социальному развитию за разъяснениями, ей направлен ответ об отказе в назначении пособия, поскольку по ее заявлениям, поданным в июне и июле 2020г. было отказано в его назначении по причине превышения среднедушевого дохода семьи прожиточного минимума.
С решением от 10.09.2020 об отказе в назначении ей пособия на ребенка с 01.02.2020 не согласна, поскольку это противоречит Указу Президента N1999 от 20.03.2020 "О дополнительных мерах социальной поддержки семьям, имеющим детей", Постановлению Правительства Российской Федерации N384 от 31.03.2020 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, типовой формы заявления о ее назначении" и Указу Губернатора Смоленской области N39 от 09.04.2020 "Об утверждении Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно".
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 года постановлено: "Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию назначить Павловой Марии Юрьевне ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на сына Павлова Владислава Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с 01 января 2020 года".
В кассационной жалобе представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Романова Е.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права и процессуального права, судом неправильно оценены доказательства. Указывает, что поскольку при обращении 28.06.2020 и 25.07.2020 у Павловой М.Ю. отсутствовало право на назначение ежемесячной денежной выплаты по причине превышения среднедушевого дохода семьи, то правовые основания для назначения ей ежемесячной денежной выплаты начиная с 01.01.2020, то есть на предшествующий период, отсутствуют.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.08.2020 истица обратилась в Отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе Смоленской области (далее по тексту Отдел) с заявлением о назначении "ЕДВ на ребенка от 3 до 7 лет" на сына Павлова В.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 11).
Решением Отдела от 10.09.2020 истице назначена ежемесячная денежная выплата с 01.08.2020 по 14.08.2021 в размере 5449 руб. (л.д. 8)
Истица не согласна, с указанным решением Отдела в части даты назначения указанной выплаты с 01.08.2020, поскольку считает, что оно должно выплачиваться ей с 01 января 2020 года.
Ответчик мотивировал свое решение от 10.09.2020 о назначении Павловой М.Ю. выплаты только с 01.08.2020, а не с 01.01.2020, тем, что ранее, по заявлениям Павловой М.Ю. о назначении ежемесячной денежной выплаты от 28.06.2020 и 27.07.2020, Отделом приняты решения об отказе в назначении указанной выплаты, поскольку размер среднедушевого дохода семьи Павловой М.Ю. превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Смоленской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, которая составляет 11232 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановлением Правительства Российской Федерации от N 384 от 31.03.2020.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно установлена для нуждающихся в соцподдержке семей. Выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством (п. 1, пп. "а" п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2020 N 199; Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 384).
Павлова М.Ю. обратилась с соответствующим заявлением 15.08.2020, выплата за прошедший период в 2020 году (с 01 января 2020г.) в соответствии с Указом Губернатора Смоленской области от 09.04.2020 N 39 осуществляется исключительно на основании того, что на дату обращения с заявлением имеются основания для ее назначения и заявление должно быть подано не позднее 31 декабря 2020 года. При этом семья Павловой М.Ю. на 1 января 2020 года уже являлась нуждающейся в соцподдержке, поскольку среднедушевой доход не превышал прожиточный минимум в Смоленской области.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от N 384 от 31.03.2020 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее Основные требования), которые применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения указанной ежемесячной выплаты (п.1); ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году
обращения за назначением указанной выплаты, если размер
среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного
минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской
Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за
назначением указанной выплаты (п.2); ежемесячная выплата
осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1
января 2020 г, до достижения ребенком возраста 8 лет (п.5); ежемесячная
выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня
достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не
позднее 31 декабря 2020 года. Начиная с 2021 года ежемесячная выплата
осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если
обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня.
В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня
обращения за ее назначением (п. 6).
Указом Губернатора Смоленской области от 09.04.2020 N 39 утверждено Положение о порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" (далее - Положение).
С 01.01.2020 на территории Смоленской области введена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 2 Положения, ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Смоленской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Пункт 3 Положения устанавливает, что порядок расчета среднедушевого дохода семьи в целях предоставления ежемесячной выплаты устанавливается нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
На территории Смоленской области действует Порядок расчета среднедушевого дохода семьи в целях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденный постановлением Администрации Смоленской области от 15.05.2020 N 274 (далее - Порядок). Согласно п.4 указанного Порядка, среднедушевой доход семьи рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Павлова М.Ю. обратилась с соответствующим заявлением 15.08.2020. Рассчитанный ответчиком, в соответствие с п. 4 Порядка, среднедушевой доход семьи Павловой М.Ю. не превышал в величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Смоленской области на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п.2 Основных требований).
Согласно п. 6 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от N 384 от 31.03.2020 ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребёнка возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года.
Аналогичная правовая норма содержится в п. 25 Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденном постановлением Администрации Смоленской области от 15.05.2020 N 274.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что приведенными выше правовыми нормами не предусматривается возможность и необходимость проверки величины среднедушевого дохода семьи за каждый прошедший месяц перед подачей заявления. Исходя из буквального толкования приведенных выше правовых норм, выплата за прошедший период в 2020 году (с 01 января 2020 г.) осуществляется исключительно на основании того, что на дату обращения с заявлением имеются основания для ее назначения и заявление должно быть подано не позднее 31 декабря 2020 года.
В настоящем случае приведенными правовыми нормами установлен особый порядок предоставления в 2020 году ежемесячной выплаты, отличный от предоставления выплат в другие периоды.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Павлова М.Ю. обратилась с соответствующим заявлением 15.08.2020, выплата за прошедший период в 2020 году (с 01 января 2020г.) в соответствии с Указом Губернатора Смоленской области от 09.04.2020 N 39 осуществляется исключительно на основании того, что на дату обращения с заявлением имеются основания для ее назначения и заявление должно быть подано не позднее 31 декабря 2020 года; при этом семья Павловой М.Ю. на 1 января 2020 года уже являлась нуждающейся в соцподдержке, поскольку среднедушевой доход не превышал прожиточный минимум в Смоленской области, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.