Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО4, судей ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамазановой Миясат Абдулгалимовны к Департаменту Жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-5502/2020)
по кассационной жалобе Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.02.2021, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО4,
УСТАНОВИЛА:
Рамазанова М.А. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании решения незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором просила признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ NР-15711/2020 от 08.07.2020 об отказе в принятии Рамазановой М.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ повторно рассмотреть заявление Рамазановой М.А. о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 28.10.2020 в удовлетворении исковых требований Рамазановой М.А. отказано.
Апелляционным определением Московского городского суда от 02.02.2021 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Рамазановой М.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ удовлетворены частично: решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации NР-15711/2020 от 08.07.2020 об отказе в принятии Рамазановой М.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, признано незаконным; постановлено обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть заявление Рамазановой М.А. о принятии её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить, в связи с нарушением и неправильным применением судом норм материального права, в удовлетворении исковых требований Рамазановой М.А. отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных (фундаментальных) нарушений, о чем неоднократно указывалось как Конституционным судом Российской Федерации, так и Европейским Судом по права человека.
Таких нарушений норм материального и процессуального законодательства при принятии оспариваемого судебного постановления не усматривается.
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Судом установлено, что с 18.08.1995 Рамазанова М.А. по настоящее время проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, выслуга лет составляет более 20 лет.
03.09.2019 истец обратилась в адрес ответчика с заявлением, в котором просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
08.07.2020 заместителем руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ отказано в принятии Рамазановой М.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку заявителю в период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ Министерством обороны РФ на состав семьи 1 человек было предоставлено жилое помещение.
С 04.09.2001 по 20.07.2011 данное помещение принадлежало Рамазановой М.А. на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность.
В едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, Рамазанова М.А. состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предназначаемых для постоянного проживания с 14.12.2005, состав семьи - 2 человека, форма жилищного обеспечения - квартира. Избранное место жительства - "адрес", населенный пункт - "адрес".
Согласно выписке из домовой книги с 14.12.2006 и по настоящее время истец проживает и зарегистрирована по адресу последнего места службы: "адрес", пос.завода Мосрентген, в/ч 61899, на условиях договора найма жилого помещения в общежитии N/К, что также подтверждается договором найма жилого помещения в общежитии N/К от 09.07.2014 и дополнительным соглашением к нему N/ш от ДД.ММ.ГГГГ. Договор заключен на срок до 27.09.2022.
Рамазанова М.А. совершила отчуждение данной квартиры по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец в период прохождения военной службы была обеспечена по линии Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением, которым распорядилась по своему усмотрению, соответственно утратила право на повторное обеспечение жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.17, п.18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, не согласившись с указными выводами суда первой инстанции, отменяя его и частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что при отсутствии прямого запрета на признание граждан нуждающимися в жилых помещениях в случае несдачи ими ранее полученного жилого помещения, не лишает истца права, при наличии законных оснований, быть признанной уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации нуждающейся в жилом помещении.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствие справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по независящим от него причинам, не является основанием для отказа в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, если имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения, в связи с чем, усмотрел основания для повторного рассмотрения заявления Рамазановой М.А.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 16 указанной статьи при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 данной статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 названного Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (абзац первый).
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации (абзац второй). Во исполнение данного предписания закона Правительство Российской Федерации постановлением от 03.02.2014 N76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Абзацем четвертым пункта 4 Правил расчета субсидии установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 данных правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Таким образом, Правительство Российской Федерации предусмотрело для военнослужащих и членов их семей, претендующих на получение жилищной субсидии, возможность реализовать указанную социальную гарантию, в том числе и с учетом их обеспеченности жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности.
Вышеприведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья влечет необходимость его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом о статусе военнослужащих (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2019 N51-КА19-11).
Вопреки позиции заявителя, при разрешении спора судом апелляционной инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены вышеуказанного судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.02.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.