Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО4, судей ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надточиевой И.Л. к ГБУ по эксплуатации высотных административных и жилых домов - Филиал N 11, ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг г. Москвы" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-3032/2020).
по кассационной жалобе Надточиевой И.Л. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23.09.2020, апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2020, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО4, объяснения Недотчиевой И.Л, поддержавшей доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
истец Надточиева И.Л. обратилась в суд с иском к ГБУ по эксплуатации высотных административных и жилых домов - Филиал N 11, ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг г.Москвы" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от 08.12.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить вышеуказанные решение и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд усматривает основания, предусмотренные законом, для отмены обжалованного в кассационном порядке апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 ГПК РФ).
При рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции допущены вышеназванные нарушения.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес". Управление многоквартирным домом осуществляет Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов Филиал N11 (ГБУ "ЭВАЖД").
В октябре 2018 года истец обратилась в МФЦ района Черемушки с заявлением о начислении КПУ по указанным показаниям на период с ноября 2018 года по май 2019 года в связи с образовавшейся переплатой. На май 2019 года показания индивидуальных приборов воды не превысили показания, указанные в заявлении.
С июня 2019 года истцом оплачивались квитанции ЖКХ по указанным в квитанциях данным.
15.01.2020 истец обратилась к ответчику для проведения обследования и контрольного снятия показаний ИПУ ГВС и ХВС.
Ответчиком был составлен акт на основании предоставленных истцом показаний, в котором было указано, что при отсутствии показаний ИПУ свыше 3 месяцев, показания, указанные в настоящем акте, вносятся в качестве первоначальных, без проведения перерасчета.
Согласно вышеуказанного Акта от 15.01.2020 показания приборов счетчиков воды потребленная вода:
по ХВС N 132288875 составляет 225 куб.м, на 31.05.2019 по ХВС N 132288875 составляла 307 куб.м.
С июня 2019 года оплачено более 82 куб.м, воды;
по ГВС N 132334761 составляет 230 куб.м, на 31.05.2019 по ГВС N 132334761 составляла 204 куб.м.
С июня 2019 года оплачено более 26 куб.м, воды:
по ГВС N 132358421 составляет 337, 171 куб.м, на 31.05.2019 по ГВС N 132358421 составляла 263 куб.м.
С июня 2019 года оплачено более 74, 171 куб.м, воды;
По ХВС N 132380742 на 31.05.2019 показания счетчика ниже показаний на дату составления акта: на 31.05.2019 - 819, 878 куб.м, на 15.01.2020 842 куб.м.
Задолженность по оплате горячего, холодного водоснабжения и водоотведения отсутствует.
Итого оплачено не потребленной воды с октября:
ХВС КПУ - 104, 025 кб.м - 2 947, 65 руб.;
ГВС КПУ-71, 175 кб.м -9 874, 32 руб.;
Водоотв. КПУ - 175, 2 кб.м - 3 626, 46 руб.
В виду наличия в акте обследования и контрольного снятия показаний ИПУ ГВС и ХВС от 15.01.2020 указания внести данные без перерасчета, МФЦ отказало в проведении перерасчета.
Поскольку МФЦ района Черемушки на основании указания ответчика в акте обследования о внесении данных без перерасчета отказало истцу произвести перерасчет коммунальных услуг исходя из объема потребления по показаниям приборов учета, 16.01.2020 истец обратилась к ответчику с данным требованием, направив заявление. Однако, письмом от 18.02.2020, ответчик отказал в проведении перерасчета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения требований Надточиевой И.Л. к ГБУ по эксплуатации высотных административных и жилых домов - Филиал N 11, ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг г.Москвы" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, поскольку истцом сведения о показаниях индивидуальных приборах учета не предоставляются с июня 2019 года, в связи с чем, истцу начисляется размер платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
С указанными выводами в части отказа в произведении перерасчета суд кассационной инстанции согласиться не может, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права и при несоответствии выводов установленным фактическим обстоятельствам по делу.
Жилое помещение ответчика оборудовано исправными индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, находящимися в периоде поверки.
В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Правила N 354 предусматривают два основных способа расчета объемов и стоимости потребленных коммунальных услуг в отсутствие показаний индивидуальных приборов учета: 1) исходя из среднемесячного объема потребления (не более трех расчетных периодов подряд, начиная с периода, в котором не были переданы показания), согласно п. 59 п. п. "б"; 2) по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 60), после истечения предусмотренных п.59 Правил N 354 временных интервалов, предусмотренных для расчета, исходя из среднемесячного объема потребления.
Таким образом, при отсутствии показаний приборов учета в текущем периоде, расчет объема и стоимости потребленной коммунальной услуги производится, исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении 3-х месяцев - по нормативу, до тех пор, пока собственниками или пользователями жилых помещений не будут переданы показания приборов учета.
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги (далее - перерасчет) за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил N 354, который может быть использован для остальных случаев перерасчетов.
Так в соответствии с п. 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Таким образом, приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
В соответствии с подпунктом е(1) пункта 31, пунктами 82 - 84 Правил N354 обязанности потребителя по передаче показаний корреспондирует обязанность исполнителя коммунальных услуг по проведению проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Таким образом, управляющая организация, выполняющая функции исполнителя коммунальных услуг, обязана произвести перерасчет объема потребления горячего и холодного водоснабжения, определенного в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил N 354 в случае, когда по результатам контрольного съема показаний индивидуального прибора учета установлены соответствующие расхождения с произведенными ранее начислениями.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п.61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
В силу части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Приведенные выше требования материального и процессуального закона судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не выполнены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика, в связи с чем, могут быть устранены только посредством отмены апелляционного определения.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами, в том числе, произвести перерасчет начислений по оплате коммунальных услуг.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.