Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Бибеевой С.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сасовском районе Рязанской области (межрайонное) к Марочкину Геннадию Владимировичу о взыскании незаконно полученной ежемесячной доплаты к пенсии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-633/2020)
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сасовском районе Рязанской области (межрайонное) на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 10 февраля 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, выслушав объяснения Марочкина Г.В. и его представителя по доверенности Москалева А.В, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сасовском районе Рязанской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в Сасовском районе) обратилось в суд с иском к Марочкину Г.В. о взыскании незаконно полученной ежемесячной доплаты к пенсии за период с 01.09.2018 г. по 30.04.2020 г. в сумме 397 376 руб. 88 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" Марочкину Г.В. производилась доплата к пенсии. Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается при условии оставления летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии. При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на лётную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.
В ходе проверки был выявлен факт работы Марочкина Г.В. в должности инспектора лётно-методического отдела СЛУГА - филиала ФГБОУ ВО УИ ГА с 09.08.2018 г. по настоящее время. Согласно Списку должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 г. N 155, должность инспектора лётно-методического отдела отнесена к категории других членов лётного экипажа.
Решением ГУ - УПФ РФ в Сасовском районе от 24.04.2020 г. выплата ежемесячной доплаты к пенсии Марочкину Г.В. прекращена. Размер незаконно полученной ответчиком ежемесячной доплаты к пенсии за период с 01.09.2018 г. по 30.04.2020 г. составил 397 376 руб. 88 коп. В добровольном порядке ответчик возмещать данную сумму отказался, в связи с чем истец просил суд взыскать её с ответчика в судебном порядке.
Решением Сасовского районного суда Рязанской области от 25 ноября 2020 года постановлено:
"Исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Сасовском районе Рязанской области (межрайонное) к Марочкину Геннадию Владимировичу удовлетворить.
Взыскать с Марочкина Геннадия Владимировича в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на счет УФК по Рязанской области (Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области) незаконно полученную ежемесячную доплату к пенсии за период с 01.09.2018 г. по 30.04.2020 г. в сумме 397 376 руб. 88 коп.
Взыскать с Марочкина Геннадия Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 7 173 руб. 77 коп.
Взыскать с Марочкина Геннадия Владимировича в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Сасовском районе Рязанской области (межрайонное) судебные расходы в сумме 79 руб."
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 10 февраля 2021 года решение Сасовского районного суда Рязанской области от 25 ноября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в Сасовском районе выражает несогласие с апелляционным определением, считает, что оно вынесено с нарушением с норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в апелляционном определении, не соответствуют обстоятельствам дела; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Марочкин Г.В. является получателем пенсии за выслугу лет с 28.04.1993 года.
На основании его заявления о назначении ежемесячной доплаты к пенсии как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, оставившему работу в должности, дающей право на доплату к пенсии, решением ГУ - УПФ РФ в Сасовском районе от 05.07.2018 г. ему установлена ежемесячная доплата к пенсии как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации.
Решением пенсионного органа от 24.04.2020 N 200000009325 выплата ежемесячной доплаты к пенсии Марочкина Г.В. прекращена с 01.05.2020 г. по мотиву того, что ответчик с 09.08.2018 переведен на летную должность инспектора в лётнометодическом отделе СЛУГА - филиала ФГБОУ ВО УИ ГА.
Как указывает истец, размер незаконно полученной ответчиком ежемесячной доплаты к пенсии за период с 01.09.2018 по 30.04.2020 составил 397 376 руб. 88 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Марочкина Г.В. отсутствовало право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, и пришел к выводам о том, что должность инспектора в лётно-методическом отделе включена в Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 N 155-ФЗ, в то время как Марочкин Г.В, как пенсионер, продолжает работать в должности, предусмотренной соответствующим Списком.
С указанными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3).
Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 г. N 155, в качестве других членов летного экипажа поименован "инспектор", данная должность может иметь следующие дополнения, в частности "учебных заведений гражданской авиации: училища (летного, летно-технического), колледжа (летного, летно-технического, авиационного), высшего авиационного (летного) училища; отдела (летного, учебно-летного, летнометодического, летно-штурманского); по летно-методической работе".
Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты определяет Федеральный закон от 27.11.2001 г. N 155- ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную, доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу; пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей, пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 г. N 155 утверждены Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Из перечисленных выше положений следует, что для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ необходимо наличие совокупности следующих условий: член летного экипажа должен получать пенсию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, иметь необходимую выслугу в должности члена летного экипажа, оставить летную работу в должности, дающей право на доплату к пенсии.
Из содержания предоставленных в материалы дела ответчиком документов следует, что должность инспектора в лётно-методическом отделе СЛУГА - филиала ФГБОУ ВО УИ ГА, на которую он был переведен с 09.08.2018, не относится к должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, в его должностной инструкции отсутствуют обязанности по выполнению работ, требующих наличие летного свидетельства, для него не оформляется летная книжка и не начисляется летный стаж.
Указанное подтверждается:
Извещением N 1111 Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации об отказе в выдаче медицинского заключения Марочкину Г.В. о годности к летной работе из-за несоответствия требованиям ФАП МО ГА-2002, ст. 63.1 гр. 11) от 29.05.2018 г. (л.д. 47);
Письмом СЛУГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА начальнику ГУ - УПФ РФ в Сасовском районе Рязанской области (межрайонное) о том, что Марочкин Г.В. приказом от 04.06.2018 г. N 10 прекратил летную работу по состоянию здоровья. В сентябре 2018 г. переведен на должность инспектора летно-методического отдела приказом N 39 от 09.09.2018 г, которая не предусматривает выполнение обязанностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (л.д. 48);
Должностной инструкцией инспектора летно-методического отдела СЛУГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА, согласно которой в его должностные обязанности Ее входит летная деятельность (л.д. 51-53);
Справками о налете за периоды с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г, с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. (л.д. 56-61); поименным списком к перечню за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г, перечнями рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за 2018 - 2019 годы (л.д. 62-94);
Справкой СЛУГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА от 13.10.2020 г. N117, согласно которой Марочкин Г.В. переведен с должности пилот-инспектор на должность инструктор тренажера с 04.06.2018 г. по 08.08.2018 г. по состоянию здоровья, далее переведен на должность инспектор летно-методического отдела с 09.08.2018 г, в связи с этим с 04.06.2018 г. все страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей ВС ГА и страховые взносы по дополнительному тарифу (п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 N 400-ФЗ) не взимались и не перечислялись в Пенсионный фонд РФ, а также выведен из поименного списка к перечню рабочих мест, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. ст. 30-33 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 107).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что период трудовой деятельности ответчика с 09.08.2018 по дату прекращения выплаты ежемесячной доплаты к пенсии не подлежит включению в стаж, дающий ему право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", поскольку летная деятельность ответчиком фактически не осуществлялась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой представленных сторонами доказательств и характера возникших правоотношений.
Доводы кассационной жалобы о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения, вызванного вследствие недобросовестного поведения Марочкина Г.В, не известившего истца о поступлении на летную работу, не состоятельны.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому установлена доплата к пенсии как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, оставившему летную работу, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.
Как указано выше, излишне выплаченные пенсионным фондом суммы ежемесячной денежной доплаты к пенсии Марочкину Г.В, в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Марочкин Г.В. последовательно в суде первой и апелляционной инстанции утверждал, что должность инспектора в лётно-методическом отделе СЛУГА - филиала ФГБОУ ВО УИ ГА, на которую он был переведен с 09.08.2018, не относится к должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, в его должностной инструкции отсутствуют обязанности по выполнению работ, требующих наличие летного свидетельства, для него не оформляется летная книжка и не начисляется летный стаж.
Марочкин Г.В. представил в подтверждение своих доводов достаточные и достоверные доказательства, с которыми согласился суда апелляционной инстанции, указав, что период трудовой деятельности ответчика с 09.08.2018 по дату прекращения выплаты ежемесячной доплаты к пенсии не подлежит включению в стаж, дающий ему право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", поскольку летная деятельность ответчиком фактически не осуществлялась.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и представленных сторонами в материалы дела доказательств, со стороны ответчика отсутствуют недобросовестные действия по неизвещению пенсионного органа о прекращении оснований для выплаты доплаты к пенсии, поскольку он добросовестно полагал, что имеет право на получение пенсии в размере, назначенном пенсионным органом.
В свою очередь, пенсионный орган, являясь получателем страховых взносов, имел возможность контролировать правомерность продолжения выплаты Марочкину Г.В. доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 г. N 155, учитывая начало трудовой деятельности ответчика с 24.11.2008 г. в должности инспектора в лётно-методическом отделе СЛУГА - филиала ФГБОУ ВО УИГА.
В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) (вместе с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)") к числу одной из обязанностей Пенсионного Фонда Российской Федерации относится осуществление контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
Контроль за обоснованностью начисления гражданам сумм пенсии и иных выплат, относится к прямой обязанности органа пенсионного обеспечения.
Таким образом, доказательств того, что выплата спорной денежной суммы осуществлена в результате недобросовестного поведения ответчика либо счетной ошибки, истцом в материалы дела не представлено
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом апелляционной инстанции была произведена полно и всесторонне. Исходя из установленных судом апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в апелляционном определении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сасовском районе Рязанской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.