Дата вступления в законную силу - 22 июня 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Епифановой Н.А., рассмотрев 22 июня 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении
Государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен", ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407, юридический адрес: Санкт-Петербург, Московский пр, д.28
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2021 года, ГУП "Петербургский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Вина ГУП "Петербургский метрополитен" установлена в умышленном неисполнении требования по обеспечению транспортной безопасности и по соблюдению транспортной безопасности, когда эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:
По результатам внеплановой выездной проверки установлено, что "дата" в 11 час. 00 мин. ГУП "Петербургским метрополитеном", расположенным по адресу: "адрес", в нарушение требований законодательств Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности не исполнены требования по обеспечению транспортной безопасности, а именно:
- к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта метрополитена, допущены лица из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) (инспектор сил обеспечения транспортной безопасности ст. м. " "... "" "... " Д.В. осуществляет дополнительный досмотр пассажиров без наличия соответствующей аттестации по 5 категории), что является нарушением требований пп. 13 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020г. N 1641 (далее - Требования N 1641);
- не информируются в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на объекте метрополитена, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объекте метрополитена, о положениях законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта метрополитена: ст. м. " "... "", в части, их касающейся, в том числе о запрете:
допуска в зону транспортной безопасности или ее части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам;
перевозок по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам;
перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
совершения актов незаконного вмешательства на объектах метрополитена, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов метрополитена или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий, что является нарушением ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ, пп. 14 п. 5 Требований N 1641;
- не принимаются меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта метрополитена вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов объекта метрополитена (ст. м. "... "), что является нарушением ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ, пп. 35 п. 5 Требований N 1641;
- постоянные пропуска работников СТИ выданы с нарушением Правил допуска на объект метрополитена, в части срока и временного интервала действия пропуска (электромеханик службы информационных технологий "... " В.В.), что является нарушением требований п.п. "г" п. 3 Правил допуска на объект метрополитена, являющихся приложением к Требованиям N 1641;
- пропуска, выданные работникам юридических лиц, осуществляющим деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена (сотрудники Управления полиции на метрополитене: "... " А.Е, сотрудники ООО " "... "": "... " С.О, а также сотрудники ООО " "... "" "... ".), выданы в нарушение требований пп. "в" п. 2 и пп. "г", "д" п. 3 Правил допуска на объект метрополитена, являющихся приложением к Требованиям N 1641.
Таким образом, ГУП "Петербургский метрополитен" не исполнены обязанности, установленные ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ; подп. 13, 14, 35, 36 п. 5 Требований N 1641; подп. "в" п. 2 и подп. "г", "д" п. 3 Правил допуска на объект метрополитена, являющихся приложением к Требованиям N 1641.
Защитник ГУП "Петербургский метрополитен" Прыгичев А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указал, что инспектор Службы транспортной безопасности подразделения по обеспечению транспортной безопасности Метрополитена "... " Д.В. не осуществлял дополнительный досмотр на объекте метрополитена в отношении физических лиц. "... " Д.В, находясь на своем рабочем месте, в Пункте досмотра на контрольно-пропускном пункте станции "Дунайская", осуществлял наблюдение и собеседование в отношении объектов досмотра, выполняя п.8 приказа Минтранса России от 23.07.2015 года N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности". Материалами дела не подтверждено, что "... " Д.В. проводил дополнительный досмотр в отношении объектов досмотра, поскольку решение о направлении объекта досмотра на проведение дополнительного досмотра не зафиксировано в соответствующем акте, что предусмотрено п.8 Правил досмотра. По второму пункту. Информирование всех физических лиц, находящихся на объекте метрополитена Предприятием реализовано, необходимая информация размещена в вестибюле станции " "... "". В законодательстве РФ в области обеспечения транспортной безопасности отсутствуют указания, о точном месте нахождения информации, предусмотренной пп.15 п.5 Требований N 1641. По третьему пункту. При проведении проверки инспектор государственного органа зашел в вестибюль станции " "... "", тем самым прошел на территорию установленного и оснащенного контрольно-пропускного пункта объекта метрополитена. Оснований для проведения досмотровых мероприятий в отношении инспектора не имелось, так как отсутствовали признаки нарушителя во внешнем виде и поведении. В материалах дела отсутствует информация, где именно осуществлен инспектором проход в зону транспортной безопасности объекта метрополитена. По четвертому пункту. Электромеханик "... " В.В. на объекте не исполнял должностные обязанности, а являлся посетителем объекта метрополитена.
По пятому пункту. В материалах дела отсутствуют доказательства, что работники юридических лиц и(или) индивидуальных предпринимателей, на момент проведения проверки, осуществляли свою трудовую деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена.
Законный представитель ГПУ "Петербургский метрополитен в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно представленным материалам дела и пояснениям защитника, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник ГУП "Петербургский метрополитен" Ростовцева Ж.В. в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные доводы поддержала в полном объеме.
Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор одела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора "... " А.А. пояснил, что информация о положениях законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер безопасности на станции метро " "... "", находится возле комнаты досмотра и чтобы с данной информацией ознакомиться, необходимо пройти досмотр, поэтому она размещена не на виду у всех входящих в вестибюль. Выданные работникам пропуска не соответствуют требованиям, поскольку в них не указан срок действия. Электромеханик прошел в зону транспортной безопасности при предъявлении пропуска коллеги, поскольку свой забыл, что является нарушением. Вышеизложенные нарушения зафиксированы в акте проверки и объяснениях сотрудников метрополитена.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участника производства и свидетеля, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела, судьей Ленинского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы все представленные по нему доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, правильно установлены фактические обстоятельства правонарушения, и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ГПУ "Петербургский метрополитен" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения Предприятием инкриминированного правонарушения, а также виновность в его совершении объективно подтверждены совокупностью представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Действия ГПУ "Петербургский метрополитен" правильно квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а постановление по делу - требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы, при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку при вынесении постановления.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Во исполнение ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1641 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов).
В соответствии с подп. 13, 14, 35, п. 5 Требований N 1641 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан:
- допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта метрополитена, только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Закона N 16-ФЗ, а также привлекать таких лиц к исполнению обязанностей по защите объекта метрополитена от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта метрополитена;
- информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте метрополитена, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте метрополитена, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта метрополитена, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
допуска в зону транспортной безопасности или ее части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам;
перевозок по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам;
перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
совершения актов незаконного вмешательства на объектах метрополитена, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов метрополитена или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий;
- принимать меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта метрополитена вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов объекта метрополитена, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект метрополитена и отправляющихся с объекта метрополитена;
В соответствии с подп. "в" п. 2 Правил допуска на объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), постоянные пропуска выдаются:
- работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена или транспортного средства, - на срок действия договоров и соглашений, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности, на основании письменных обращений руководителей указанных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии);
В соответствии с подп. "г", "д" п. 3 Правил допуска на объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), постоянные пропуска физических лиц содержат следующую информацию:
- срок и временной интервал действия пропуска;
- секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец пропуска.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Материалами настоящего дела достоверно установлено, что ГУП "Петербургский метрополитен", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований ч.1 ст.4, ч.1 ст.8 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 года, п.п. 13, 14, 35, 36 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020г. N 1641, однако, не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере. При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Предприятия имелась.
Несогласие юридического лица с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, определено в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела допущено не было.
С учетом изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ГУП "Петербургский метрополитен" оставить без изменения, жалобу защитника Прыгичева А.В. - без удовлетворения.
Судья Калинина И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.