г. Нижний Новгород
4 августа 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А, рассмотрев частную жалобу Садыкова Н.С. на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2021 года о возврате административного искового заявления Садыкова Нурислама Сабирзяновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Садыков Н.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка намного превышает рыночную стоимость, что влечет увеличение арендной платы.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 29 апреля 2021 года административное исковое заявление оставлено без движения с указанием на необходимость устранения нарушений требований статей 125, 126, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административному истцу предложено в срок до 31 мая 2021 года устранить недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2021 года административное исковое заявление возвращено административному истцу со всеми приложенными к нему документами, поскольку недостатки, указанные в определении от 29 апреля 2021 года, в полном объеме не устранены.
В частной жалобе Садыковым Н.С. поставлен вопрос об отмене определения суда от 3 июня 2021 года и рассмотрении вопроса по существу.
В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания.
Из представленного материала усматривается, что Садыков Н.С. как арендатор земельного участка с кадастровым номером N обратился с административным исковым заявлением и просил об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, признав административное исковое заявление не соответствующим требованиям статей 126, 246 КАС РФ, определением от 29 апреля 2020 года оставил его без движения, установив срок для устранения следующих недостатков:
указать в административном исковом заявлении:
- дату и место рождения административного истца;
- дату, по состоянию на которую административный истец просит определить кадастровую стоимость земельного участка;
представить в суд:
- оригинал выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- оригинал отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость земельного участка, - на бумажном носителе и в форме электронного документа;
- копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;
- копии административного искового заявления с приложенными документами в полном объеме для направления в адрес других лиц, участвующих в деле, либо документы, подтверждающие вручение указанным лицам копий таких документов.
Во исполнение вышеназванного определения 1 июня 2021 года административным истцом представлены в суд: административное исковое заявление в исправленном варианте, в котором истец просил об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 25 ноября 2015 года; копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок; оригинал выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; оригинал отчета об оценке независимого оценщика ФИО4, с датой оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 25 ноября 2015 года, копии административного искового заявления с приложенными документами для направления в адрес лиц, участвующих в деле.
Обжалуемым определением суда от 3 июня 2021 года административное исковое заявление возвращено заявителю.
Возвращая административный иск Садыкову Н.С, суд со ссылкой на пункт 4 части 2 статьи 246 КАС РФ, исходил из того, что заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 25 ноября 2015 года, тогда как согласно приложенной к заявлению кадастровой справки, кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2015 года.
Суд находит обжалуемое определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом. Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 КАС РФ).
Согласно статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1). Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым (часть 2).
Положениями части 1 статьи 245 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если такими результатами затронуты их права и обязанности.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлены положениями статей 125, 126, а также статьей 246 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 246 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются документы, перечисленные в части 2 статьи 246 КАС РФ: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1); копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости (пункт 2); документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений (пункт 3); отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 4).
К первоначальному административному исковому заявлению Садыковым Н.С. в подтверждение рыночной стоимости земельного участка было приложено лишь экспертное заключение "ИП ФИО4", что явилось одним из оснований для оставления административного иска без движения.
Впоследствии заявителем был представлен отчет "ИП ФИО4" о стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Вопрос о получении необходимых доказательств с предложением сторонам представить такие доказательства решается судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (пункт 5 части 3 статьи 135 КАС РФ).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с суждениями суда при возвращении административного искового заявления о том, что представленный заявителем отчет содержит сведения о рыночной стоимости земельного участка не на дату определения кадастровой стоимости земельного участка (1 января 2015 года), а на иную дату (25 ноября 2015 года).
Согласно статье 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок (пункт 5 части 3 статьи 135 КАС РФ).
Поскольку недостатки, указанные в обжалуемом определении, сводятся к необходимости представления доказательств в обоснование своих требований, и эти задачи реализуются на другой стадии процесса после принятия административного искового заявления к производству суда, у судьи отсутствовали основания для возвращения административного иска, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанное определение является незаконным и подлежит отмене, материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Верховный Суд Республики Татарстан для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2021 года отменить.
Административное исковое заявление Садыкова Н.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка направить в Верховный Суд Республики Татарстан для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.