Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Зулькарнаевой Лилии Рафаиловны на вступившие в законную силу постановление судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Зулькараневой Лилии Рафаиловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Чистопольского городского суда суда Республики Татарстан от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года, индивидуальный предприниматель Зулькарнаева Л.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Зулькаранева Л.Р, не оспаривая установленных по делу обстоятельств совершения правонарушения, просит изменить постановление судьи в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение по приведенным в жалобе доводам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" постановлено высшим должностным лицам субъектов Poccийской Федерации, (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
19 марта 2020 Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление N 208 "О мерах по предотвращению распространения Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан".
В силу подпункта 4 пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан N 208 (в редакции от 14 ноября 2020 года) организациям и индивидуальным предпринимателям при взаимодействии с гражданами необходимо обеспечить обязательное использование работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и средств индивидуальной защиты рук (перчатки).
Как следует из материалов дела, 25 ноября 2020 года в 10 часов 00 минут в магазине "Для души", расположенном по адресу: "адрес" "Б" индивидуальным предпринимателем Зулькаранаевой Л.Р. реализован не продовольственный товар покупателю без использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток), и надлежащего использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, маска была спущена на подбородок, не прикрывая органы дыхания, чем допущено нарушение требований Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции".
По факту выявленного правонарушения в отношении Зулькарнаевой Л.Ф. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Зулькарнаевой Л.Ф. квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов и не оспаривается заявителем.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Зулькарнаева Л.Р. приняла все необходимые, достаточные и зависящие от неё меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено и судом не установлено.
Срок давности и порядок привлечения Зулькарнаевой Л.Р. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Между тем, с учетом обстоятельств настоящего дела доводы жалобы Зулькаранаевой Л.Р. в части назначенного административного наказания полагаю заслуживающими внимания.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Так, в санкции части 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения.
Назначая Зулькараневой Л.Р. административное наказание, судья городского суда не мотивировал необходимость назначения наказания в виде штрафа при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Из материалов дела видно, что Зулькарнаева Л.Р. совершила правонарушение впервые, ранее к административной ответственности не привлекалась.
В письменных объяснениях Зулькарнаева Л.Р. вину в совершении правонарушения признала, событие правонарушения не оспаривала (л.д. 12), в ходе рассмотрения дела, а также в поданных жалобах Зулькарнаева Л.Р. обстоятельства совершения правонарушения и вину также не оспаривала.
Следует отметить, что применение к индивидуальному предпринимателю наказания в виде административного штрафа при наличии альтернативного административного наказания в виде предупреждения, не должно служить инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства, лишения средств к существованию в силу сложившейся обстановки.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года (вопрос N 21).
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, в том числе признание Зулькарнаевой Л.Р. вины в совершении вмененного правонарушения, а также совершения ею административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, имеются основания для изменения состоявшихся судебных актов путем замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Сведений об исполнении назначенного административного наказания в виде штрафа материалы дела не содержат.
Внесение соответствующих изменений в указанный судебный акт в этой части не повлечет ухудшение положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем постановление судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Зулькараневой Л.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Зулькараневой Лилии Рафаиловны удовлетворить.
Постановление судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Зулькараневой Лилии Рафаиловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей заменить на предупреждение.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.