Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Белова В.И, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 4 июня
2021 года кассационную жалобу Шадренкиной А.А. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 марта 2021 года по административному делу N 2а-4882/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан к Шадренкиной А.А. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 марта 2021 года, с Шадренкиной А.А. взысканы пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьёй 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 12503, 56 рублей. Также взыскана государственная пошлина в размере 500, 14 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Шадренкина А.А. в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на нарушение норм Федерального закона от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ) и пункта 2.1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации, согласно которым она подлежит освобождению от ответственности за налоговые правонарушения, поскольку обязанность по уплате налога возникла до 1 января 2018 года, специальная декларация была сдала в установленные сроки 31 января 2019 года.
Участвующие в деле лица извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанциями при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьёй 208 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень доходов от источников, находящихся в Российской Федерации и за её пределами, подлежащих налогообложению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Судами установлено, что 7 июня 2018 года Шадренкиной А.А. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц от источников в Российской Федерации (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, согласно которой, сумма налога, подлежащего возврату из бюджета, составила 4 700 рублей (л.д. 8-10).
30 апреля 2019 года Шадренкина А.А. представлена налоговая декларацию по налогу на доходы физических лиц от источников за пределами Российской Федерации (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, в которой указала о наличии дохода (продажа облигаций 31 марта 2017 года) в размере 11 095785, 80 рублей, подлежащего налогообложению. Сумма подлежащего уплате в бюджет налога за 2017 год составила 159887 рублей (л.д. 11-13).
Пунктами 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 6 статьи 227 и пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учётом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учёта налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, налог за 2017 год должен быть уплачен не позднее 16 июля 2018 года. Уплате налога должно предшествовать предоставление налоговой декларации в срок до 30 апреля 2018 года.
Пунктом 1 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требованиеоб уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Шадренкина А.А. исполнила обязанность по оплате налога на доходы физических лиц за 2017 год лишь 15 июля 2019 года, то есть за пределами установленного законом срока.
В силу положений пункта статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Шадренкиной А.А. направлено требование N 41723 по состоянию на 3 июня 2019 года об уплате налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьёй 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 159 887 рублей, пени в размере 12 972, 17 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 4 700 рублей, пени в размере 40, 07 рублей. Срок исполнения до 23 июля 2019 года.
18 декабря 2019 года мировым судьёй судебного участка N 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ, который 17 января 2020 года отменён (л.д. 7).
Административный истец с настоящим административным иском обратился в суд 17 июля 2020 года.
Пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подаётся всуд общей юрисдикцииналоговым органом в течение шести месяцев со дня истечениясрока исполнениятребования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 6 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности взыскания суммы задолженности, правильности осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, соблюдении установленного законом срока обращения в суд.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными судом обстоятельствами.
Доводам административного ответчика об отсутствии обязанности по уплате налога в силу Федерального закона от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ и, соответственно, пени дана правильная критическая оценка.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года (в целях настоящего Федерального закона - второй этап декларирования) вправе представить декларацию, содержащую следующие сведения о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (в том числе о счетах (вкладах), указанных в настоящем пункте, закрытых на дату представления декларации), об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральнымзакономот 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления декларации, декларант одновременно с подачей декларации уведомляет налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов), в который он представляет декларацию, в установленной форме об открытии (закрытии) и изменении реквизитов соответствующего счёта (вклада), а налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов) проставляет на указанных уведомлениях отметку об их принятии.
Установлено, что 31 января 2019 года Шадренкиной А.А. подана специальная декларация в рамках Федерального закона от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ (л.д. 144-146), в которой был задекларирован счёт N, открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Из выписки по счёту N следует, что 31 марта 2017 года Шадренкиной А.А. был получен доход.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федерального закона от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ, и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.
Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счёта (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности условий, приведённых в данной норме закона.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Пунктами 1 и 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Если в соответствии счастью второйнастоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, даты начала и завершения налогового периода определяются с учётом положений, установленных настоящим пунктом ипунктом 3настоящей статьи.
Таким образом, объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Применительно к налогу на доходы физических лиц статья 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признаёт календарный год.
С учётом того, что доход Шадренкиной А.А. получен в 2017 году, судами сделан обоснованный вывод, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возникла у неё после 1 января 2018 года. Соответственно, оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2.1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации, препятствующих взысканию налога (пени), не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на письмо Минфина России от 10 декабря 2018 года N 03-04-05/89538 несостоятельна.
Как следует из названного письма, настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по мотивам, приведённым выше.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шадренкиной А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.