Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 24 мая 2021 года кассационную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 апреля 2021 года по административному делу N 2а-4218/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования "город Ульяновск" о возложении обязанности принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны.
Заслушав доклад судьи Белова В.И, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Трофимова А.А, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности прекратить захоронения на кладбище, принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на земельном участке (кадастровый N), расположенном по адресу: "адрес", расположено кладбище - Воскресенский некрополь, которое относится к кладбищам смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га. По санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 его нормативная санитарно-защитная зона составляет 300 м.
В ходе изучения реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора выявлено, что выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для вышеуказанного кладбища не производилась, решение об установлении санитарно-защитной зоны не принималось.
В мае 2020 года по указанному выше факту прокуратурой района главе администрации г. Ульяновска было внесено представление, согласно ответу на которое администрации г. Ульяновска (от 23 июня 2020 года N 8200-01) городское кладбище по "адрес" ("Воскресенский некрополь") на основании решения Исполнительного комитета Ульяновского городского совета депутатов трудящихся Ульяновской области от 15 июня 1972 года N 630/12 относится к закрытым кладбищам, не является объектом I-III класса опасности и не требует установления его правообладателем санитарно-защитной зоны.
Вместе с тем прокурорской проверкой установлено, что в период с 2008 по 2018 годы на указанном кладбище происходили регулярные захоронения.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Отсутствие установленной санитарно-защитной зоны нарушает права граждан, проживающих в районе указанного кладбища. Кроме того, ООО "Специализированный застройщик "СМУ-173" начато строительство многоквартирного дома в санитарно-защитной зоне указанного кладбища.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 апреля 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования "город Ульяновск" возложена обязанность принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны для кладбища, расположенного по адресу: "адрес" ("Воскресенский некрополь"), кадастровый номер земельного участка N, путем направления заявления об установлении существования санитарно-защитной зоны в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом положений Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222. В остальной части административного иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация города Ульяновска обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Давая собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, податель жалобы ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, указывает, что законодательством не установлена обязанность его правообладателя по установлению санитарно-защитной зоны, поскольку кладбище, расположенное на указанном земельном участке, не является объектом I-III класса опасности, а также ссылается на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении N 5-467/16.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части возложения обязанности принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны, отказывая в удовлетворении требований в части прекратить захоронения на кладбище, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно действующему решению Исполнительного комитета Ульяновского совета депутатов трудящихся Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О запрещении дальнейшего захоронения на кладбищах по "адрес", на магометанском кладбище по "адрес" и иудейском кладбище по "адрес"", захоронения, имевшие место после 1972 года, являются самовольными, с администрацией МО "город Ульяновск" не согласовывались, однако захоронения усопших осуществлялись до середины 2018 года, что относит спорное кладбище по "адрес" ("Воскресенский некрополь") к объектам I-III класса опасности и обязывает в силу закона администрацию МО "город Ульяновск" принять меры, направленные на установление его санитарно-защитной зоны.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ, на правильном применении норм действующего законодательства - статьях 2, 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации, нормах Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьях 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-Ф3), нормах СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
Санитарно-защитные зоны отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (пункт 5 статьи 30 ГрК РФ).
В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривает, что по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Санитарно-защитная зона предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации (пункты 3.1, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га санитарно-защитная зона относится к III классу опасности и составляет 300 м, а площадью до 10 и менее га - к IV классу, с зоной 100 м.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (далее - СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).
В пункте 1.1, пункте 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что данные санитарные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Вышеуказанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Материалами дела подтверждается факт захоронения на территории "Воскресенского некрополя" усопших до середины 2018 года.
Согласно выписке из ЕГРН площадь земельного участка (кадастровый N) составляет 161411 кв.м.
Принимая во внимание вышеизложенное, пункт 2 статьи 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", согласно которому создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу, а также пункт 23 части 3 статьи 16 Федерального закона N 131-Ф3, закрепляющий, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения, выводы судов о наличии правовых оснований для удовлетворения требований в части возложения на администрацию муниципального образования "город Ульяновск" обязанности принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны для кладбища, расположенного по адресу: "адрес" ("Воскресенский некрополь"), являются правильными, доводами жалобы не опровергаются.
В силу верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 4, статьи 15 и 120) в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению правовых норм. Судебные инстанции, исходя из названных принципов, при рассмотрении дела правильно применили указанные нормы, которые обязывают должностных лиц и органы власти учитывать данные нормы в своей работе и организовывать ее так, чтобы соблюдать права и законные интересы граждан.
По данному административному делу правовых условий, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении всех заявленных требований, судами не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным, обоснованным и констатирует, что суд пришел к верным выводам, правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, его позиция не противоречит нормам законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения, обеспечивает баланс частных и публичных интересов.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, с иным толкованием положений приведенного выше законодательства, лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении. Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 2 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.