Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Сказочкина В.Н. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 июня 2021 года кассационную жалобу административного истца Хусиханова А.С. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2021 года по административному делу N 2а-272/2021 по административному исковому заявлению Хусиханова Али Салаудиновича к государственному казённому учреждению "Центр занятости населения города Набережные Челны", Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконными действий, выразившихся в закрытии дела по выплате пособия по безработице, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и выплатить ежемесячное пособие по безработице.
Заслушав доклад председательствующего судьи Ляпина Н.А, объяснения посредством видеоконференц-связи представителя административного ответчика - Государственного казённого учреждения "Центр занятости населения города Набережные Челны" по доверенности Галеевой Э.М, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хусиханов А.С. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному казённому учреждению "Центр занятости населения города Набережные Челны" (далее - ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны", служба занятости населения, административный ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в закрытии дела по выплате пособия по безработице, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и выплатить ежемесячное пособие по безработице.
В обоснование требований указывалось, что по результатам рассмотрения поданного 6 мая 2020 года через портал государственных услуг в ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" заявления Хусиханов А.С. признан безработным и ему назначена выплата пособия по безработице в размере "данные изъяты" рублей сроком на шесть месяцев. Примерно с 25 мая 2020 года из-за ухудшения состояния здоровья по рекомендации врача административный истец соблюдал "данные изъяты". 14 июня 2020 года у него диагностировано "данные изъяты" "данные изъяты", в связи с чем он был госпитализирован в лечебное учреждение.
5 или 6 июля 2020 года во время личного приёма от сотрудника ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" административному истцу стало известно о том, что 29 июня 2020 года по причине длительной неявки его личное дело по выплате пособия закрыто.
Со ссылкой на незаконность указанных действий должностных лиц службы занятости населения Хусихановым А.С. подана жалоба в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, направленная в ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" для дачи ответа, из которого следует, что из-за неявки в назначенные дни для перерегистрации в качестве безработного и невозможности сотрудников установить связь с Хусихановым А.С. по телефону его личное дело было закрыто.
Административный истец, полагая, что вышеуказанные обстоятельства существенно нарушают его права и законные интересы, поскольку неявка на перерегистрацию была обусловлена нахождением в период с 25 мая по 4 июля 2020 года на больничном листе, что является уважительной причиной, просил признать незаконными действия ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" по закрытию дела, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путём аннулирования записи о закрытии дела и выплатить ежемесячное пособие по безработице; взыскать с административного ответчика в его пользу судебные расходы в размере 30 000 рублей, понесённые им на оплату юридических услуг, и государственную пошлину в размере 300 рублей.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Рассмотрев административное исковое заявление, Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан решением от 18 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2021 года, отказал в его удовлетворении в полном объёме по существу заявленных требований и в связи с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 18 июня 2021 года, административный истец Хусиханов А.С. просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
В обоснование этого он, считая, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права и безосновательно сделаны выводы о пропуске срока на обращение в суд, указывает на неправомерность применения при вынесении обжалуемых судебных постановлений положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, без учёта требований статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
По мнению административного истца, обязанность по установлению уважительности причин длительной неявки безработного в органы службы занятости возлагается на ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны", однако административным ответчиком не представлено доказательств осуществления данных действий.
Представителями административных ответчиков - ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" в лице его директора Быдановой Т.А. и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по доверенности Игушиной С.Р. на кассационную жалобу поданы письменные возражения, в которых они, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, при этом представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по доверенности Игушина С.Р. ходатайствовала о рассмотрении административного дела в её отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав объяснения посредством видеоконференц-связи представителя административного ответчика Галеевой Э.М, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё возражений, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что 7 мая 2020 года Хусиханов А.С. через информационно-аналитическую систему Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" обратился в ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" с заявлением N 1021735 о постановке на учёт в качестве безработного (л.д. 57).
Приказом ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" от 11 мая 2020 года N 132ДТ/2031250 Хусиханов А.С. признан безработным, в связи с чем ему в период с 6 мая 2020 года по 5 ноября 2020 года назначено пособие по безработице в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 61).
Выплата пособия по безработице административному истцу приостанавливалась приказами ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны":
- от 26 мая 2020 года N 147ПР/2031671 (с учётом изменений, внесённых приказом от 29 мая 2020 года N 150ДИ/2031668) - на период с 12 мая 2020 года по 28 мая 2020 года, в связи с неявкой 25 мая 2020 года Хусиханова А.С. без уважительных причин для перерегистрации (л.д. 64, 65);
- от 25 июня 2020 года N 177ПР/2031285 - на период с 30 мая 2020 года по 29 июня 2020 года, в связи с неявкой Хусиханова А.С. без уважительных причин для перерегистрации 23 июня 2020 года (л.д. 67).
Приказом от 30 июня 2020 года N 184ПК/20312497 ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" прекратило с 29 июня 2020 года выплату пособия по безработице с одновременным снятием Хусиханова А.С. с учёта в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) его неявкой в органы службы занятости без уважительных причин (л.д. 68).
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение о прекращении выплаты административному истцу пособия по безработице с одновременным снятием с учёта в качестве безработного вынесено в соответствии с действующим законодательством и в пределах представленных административному ответчику полномочий, а также указал на пропуск административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением, установленного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с такими выводами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
Согласно Закону о занятости населения государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определённого законом срока. Целевое назначение пособия по безработице состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
С момента признания гражданина в установленном порядке безработным у него возникает право на получение пособия по безработице. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункты 2, 3, 6 статьи 31 Закона о занятости населения).
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац второй пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения).
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", которым утверждены в том числе Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 13 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.
Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки (пункт 14 Правил регистрации безработных граждан).
К числу документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, в соответствии с перечнем, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 января 2013 года N 10н, относится в том числе листок нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 18 Правил регистрации безработных граждан безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения, для подбора подходящей работы.
Согласно подпункту "в" пункта 20 Правил регистрации безработных граждан снятие с регистрационного учёта безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае длительной (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для регистрационного учета и подбора подходящей работы) неявки в государственное учреждение службы занятости населения без уважительных причин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила), предусматривающие, наряду с личным обращением граждан в поисках подходящей работы в центры занятости населения, подачу соответствующего заявления в электронной форме и последующее взаимодействие с ними по вышеуказанным вопросам посредством личного кабинета информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
При этом Временными правилами, в частности, предусмотрено информирование граждан центрами занятости населения в электронной форме о принятии решений о признании безработными, назначении пособия по безработице, его размерах и сроках выплаты, дате, времени и форме перерегистрации (в том числе дистанционной).
Судами на основании представленных в материалы административного дела доказательств достоверно установлено, что Хусиханов А.С. обратился в ГКУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны" с целью регистрации его в качестве безработного и получения пособия по безработице через личный кабинет информационно-аналитической системы "Работа в России", посредством которого в дальнейшем информировался обо всех решениях, принимаемых по его заявлению, в том числе о датах перерегистрации (л.д. 57, 58).
Поскольку Хусиханов А.С. не явился в назначенные органом службы занятости населения даты перерегистрации (25 мая 2020 года и 23 июня 2020 года) и впоследствии не предоставил документов в обоснование уважительности причин неявки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о законности действий административного ответчика, связанных со снятием его с регистрационного учёта в качестве безработного, прекращением выплаты пособия по безработице, и отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Кроме того, из содержания решения Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года следует, что в удовлетворении требований Хусиханова А.С. было отказано как по существу, так и в связи с пропуском административным истцом без уважительных причин установленного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения с административным исковым заявлением в суд (л.д. 89 - 92).
В силу части 8 статьи 219 того же Кодекса установление факта пропуска указанного срока без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административному истцу Хусиханову А.С. не позднее 6 июля 2020 года стало известно о принятом решении о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии с учёта в качестве безработного, однако с административным исковым заявлением в суд он обратился только 19 октября 2020 года, то есть по истечении более трёх месяцев.
Правильность выводов суда первой инстанции в данной части также подтверждена судом апелляционной инстанции.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, материалы дела не содержат, административным истцом данные обстоятельства не указывались ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
В связи с этим судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит такие выводы обоснованными и законными и соглашается с ними.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Хусиханова А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 4 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.