Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Сказочкина В.Н. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 7 июня 2021 года кассационную жалобу административного ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2021 года по административному делу N 2а-1378/2020 по административному исковому заявлению прокурора Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан, действующего в интересах Перцевой Александры Ильиничны, к начальнику Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Кузнецову А.А, заместителю начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Соловьевой Е.А, врио начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Аманову Р.Р, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконными действий, выразившихся в непредоставлении информации, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад председательствующего судьи Ляпина Н.А, объяснения посредством видеоконференц-связи представителя административного ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Татарстан по доверенности Ахмадуллиной Л.Р. в обоснование доводов кассационной жалобы, а также мнение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего необходимым оставить обжалуемое апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан, действующий в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Перцевой А.И, обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Кузнецову А.А, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - УВМ МВД России по Республике Татарстан), Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД по Республике Татарстан), в котором просил признать незаконными действия, выразившиеся в непредоставлении информации обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: "адрес", обязать административных ответчиков предоставить Перцевой А.И. названные сведения с указанием фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан.
В обоснование требований указывалось, что распоряжением главы муниципального казённого учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани") от 20 января 2020 года N 21р Перцевой А.И. было отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением сведений о количестве граждан, зарегистрированных по адресу: "адрес".
В ходе проверки по обращению Перцевой А.И. прокуратурой Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан в адрес УВМ МВД по Республике Татарстан 15 и 28 апреля 2020 года направлены требования о предоставлении информации о количестве граждан, зарегистрированных и проживающих по вышеуказанному адресу, на которые было сообщено о невозможности предоставления запрашиваемых сведений в связи с отсутствием данных обо всех лицах, зарегистрированных (снятых с регистрационного учёта) в конкретном жилом помещении по определённому адресу.
Поскольку МВД по Республике Татарстан является единственным государственным органом, осуществляющим государственную услугу по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства на территории Республики Татарстан, непредставление УВМ МВД России по Республике Татарстан сведений обо всех гражданах, зарегистрированных по месту жительства Перцевой А.И, противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает жилищные права последней.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьева Е.А, врио начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аманов Р.Р, в качестве заинтересованных лиц - Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, глава МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани" Алибаев Т.Л, заместитель главы МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани" Махмутов М.Р, Акционерное общество "БТИ", общество с ограниченной ответственностью "Теллус +".
Решением Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 сентября 2020 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2021 года данное решение отменено. По делу вынесено новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах Перцевой А.И, удовлетворено частично.
Судом признаны незаконными действия начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Кузнецова А.А, заместителя начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьевой Е.А, врио начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аманова Р.Р, выразившиеся в непредставлении информации обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: "адрес". На МВД по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения требования прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах Перцевой А.И, от 15 апреля 2020 года о предоставлении сведений о количестве лиц, зарегистрированных по указанному адресу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Авиастроительного района города Казани отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 18 июня 2021 года, представитель административного ответчика - МВД по Республике Татарстан по доверенности Ахмадуллина Л.Р. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2021 года, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование этого она, считая изложенные в судебном акте выводы суда апелляционной инстанции не соответствующими обстоятельствам административного дела, указывает, что ведение адресных учётов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг и предоставление сведений из них действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации на МВД по Республике Татарстан не возложено, в связи с чем МВД по Республике Татарстан не располагает архивными сведениями о ранее зарегистрированных и снятых с регистрационного учёта гражданах в конкретном жилом помещении в прошедшие периоды времени. В адресно-справочных учётах содержатся сведения только о действующей регистрации конкретного интересующего гражданина либо о снятии его с регистрационного учёта по последнему адресу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прибывших в суд лиц и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Перцева А.И. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны Перцева А.К. и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), что подтверждается удостоверением отдела социальной защиты в Авиастроительном, Ново-Савиновском районах города Казани серии "данные изъяты" N N от 8 ноября 2019 года (л.д. 21); зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" (л.д. 10).
3 декабря 2019 года Перцева А.И. обратилась в МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани" с заявлением о принятии на учёт для улучшения жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (л.д. 20).
15 января 2020 года заместителем начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьевой Е.А. на запрос МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани" о предоставлении архивной справки о регистрации по месту жительства Перцевой А.И. дан письменный ответ, в котором указано, что поскольку ведение адресных учётов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг на МВД России не возложено, предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным (л.д. 19).
Распоряжением главы МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани" Алибаева Т.Л. от 20 января 2020 года N 21р Перцевой А.И. отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с непредставлением сведений о количестве граждан, зарегистрированных по адресу: "адрес", и отсутствием данной информации в УВМ МВД по Республике Татарстан (л.д. 18).
10 марта 2020 года Перцева А.И. обратилась в прокуратуру Авиастроительного района города Казани с заявлением, в котором пояснила, что ей для получения субсидии на приобретение жилья, как вдове участника и инвалида Великой Отечественной войны, необходимо предоставить справку о том, что больше никто по адресу, где проживает Перцева А.И, не зарегистрирован, однако данную справку ей не предоставили. В связи с этим просила органы прокуратуры разобраться в сложившейся ситуации, связанной с невозможностью получения указанной справки (л.д. 8 - 9).
26 марта 2020 года Перцева А.И. дополнительно направила в адрес прокуратуры Авиастроительного района города Казани письменные объяснения, из которых следует, что по адресу: "адрес", зарегистрированы и проживают: Перцева А.И, "данные изъяты" года рождения, ФИО21, "данные изъяты" года рождения, ФИО22, "данные изъяты" года рождения, ФИО23, "данные изъяты" года рождения, ФИО24, "данные изъяты" года рождения и ФИО25, "данные изъяты" года рождения (л.д. 11).
При рассмотрении обращения Перцевой А.И. 15 апреля 2020 года заместителем прокурора Авиастроительного района города Казани направлен запрос в адрес начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Кузнецова А.А. о предоставлении информации о точном количестве зарегистрированных и проживающих по адресу: "адрес", граждан, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан (л.д. 25).
Заместителем начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьевой Е.А. в ответе от 21 апреля 2020 года сообщено о том, что предоставление запрашиваемой информации не представляется возможным ввиду того, что МВД России, осуществляя регистрационный учёт граждан Российской Федерации, не аккумулирует данные обо всех лицах, зарегистрированных (снятых с регистрационного учёта) в конкретном жилом помещении по определённому адресу, поскольку ведёт личностный, а не адресный учёт граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства, по месту пребывания в пределах Российской Федерации. Предоставление адресно-справочной информации по вопросам полномочных органов в отношении физических лиц осуществляется по установочным данным (фамилия, имя, отчество и дата рождения) (л.д. 26).
На повторное требование прокуратуры Авиастроительного района города Казани от 28 апреля 2020 года о предоставлении интересующих сведений, а также указании сведений о гражданах, зарегистрированных по адресу: "адрес", с 1 января 2018 года по настоящее время, 4 мая 2020 года врио начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Амановым Р.Р. дан ответ, из которого усматривается, что оказание государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации осуществляется в виде соответствующей адресной справки в отношении конкретного гражданина, а истребование у граждан выписок из домовых книг федеральными законами не предусмотрено. Поскольку действующим законодательством МВД России уполномочено на ведение учёта граждан по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации, то есть по персоналиям, предоставить информацию о точном количестве лиц, зарегистрированных и проживающих по адресу: "адрес", не представляется возможным (л.д. 27, 28 - 29).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление органом внутренних дел адресно-справочной информации осуществляется в отношении конкретного субъекта персональных данных по фамилии, имени и отчеству гражданина. При этом оказание государственной услуги по предоставлению информации обо всех гражданах, зарегистрированных по определённому адресу, действующим законодательством на МВД России не возложено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя указанное решение, принял во внимание отсутствие у Перцевой А.И. иной возможности получения сведений о количестве граждан, зарегистрированных по её адресу, и пришёл к выводу о том, что именно МВД по Республике Татарстан является государственным органом, ведущим базовый государственный информационный ресурс регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставляющим физическим и юридическим лицам, а также государственным органам и органам местного самоуправления информацию, в том числе и о количестве граждан, зарегистрированных по конкретному адресу.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанным выводом на основании следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьёй 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведёт базовый государственный информационный ресурс регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьёй 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания (часть 8 статьи 3).
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 9 статьи 3).
Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок (часть 12 статьи 3).
В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведёт адресно-справочную работу (часть 13 статьи 3).
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 14 статьи 3).
Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 15 статьи 3).
Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне) при предоставлении государственной услуги определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённым Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 81 Административного регламента, в результате рассмотрения и принятия решения по заявлению гражданина о предоставлении адресно-справочной информации в отношении другого гражданина заявителю направляется отрывной талон к сообщению, которым заявитель информируется о том, что в адрес запрашиваемого лица направлено сообщение для принятия им решения о самостоятельном предоставлении запрашиваемых сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 83 и 84 настоящего Административного регламента.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и основываясь на вышеприведённых нормах, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что функция по предоставлению государственным органам и органам местного самоуправления информации, в том числе о количестве граждан, зарегистрированных по конкретному адресу, возложена на МВД по Республике Татарстан как государственный орган, ведущий базовый государственный информационный ресурс регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и полномочный в связи с этим предоставлять соответствующую информацию по запросам заинтересованных лиц.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно учёл невозможность получения Перцевой А.И. информации, необходимой ей для реализации своих прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", защиты конституционного права на жилище, из иных источников.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно освободил административных ответчиков от обязанности предоставления информации в объёме, превышающем потребности Перцевой А.И, соответствующим образом изменив решение суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат сведений о допущенных судом апелляционной инстанции существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, а выражают несогласие с его выводами, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика - МВД по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 4 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.