Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Сказочкина В.Н, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 15 июня 2021 года кассационную жалобу Савельева А.М. на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года по административному делу N 2а-1717/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 29 по Республике Башкортостан к Савельеву Алексею Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года, с Савельева А.М. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017, 2018 годы в размере 4 900 руб, пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 27 января 2020 года в размере 101, 54 руб, а также государственная пошлина в размере 400 руб.
Не согласившись с названными судебными актами, Савельев А.М. в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, указывая на то, что при взыскании транспортного налога, судами необоснованно оставлено без внимания то обстоятельство, что имеющееся у него транспортное средство является легковым автомобилем, а не грузовым.
В представленных в суд кассационной инстанции письменных объяснениях представитель Межрайонной ИФНС России N 29 по Республике Башкортостан просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В соответствии со статьёй 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьёй 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года N 365-з "О транспортном налоге" установлены налоговые ставки:
для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 35 руб. за 1 л.с;
для автомобилей грузовых с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 40 руб. за 1 л.с.
Судами установлено, что Савельев А.М. являлся плательщиком транспортного налога за 2017 - 2018 годы в связи с регистрацией за ним транспортного средства УАЗ 390995 с государственным регистрационным номером N модель ХТТ390995А0401993, VIN N, 2010 года выпуска, мощность двигателя 112, 80 л.с.
31 августа 2018 года налоговым органом в адрес Савельева А.М. направлено налоговое уведомление от 18 августа 2018 года N 66180200, где указана сумма транспортного налога за 2017 год (3 месяца) в размере 980 руб. и срок уплаты до 3 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой Савельевым А.М. транспортного налога за 2017 год, 21 февраля 2019 года в его адрес направлено требование N 9621 по состоянию на 1 февраля 2019 года об уплате недоимки в размере 980 руб, пени в размере 14, 83 руб. Установлен срок исполнения до 27 марта 2019 года.
13 сентября 2019 года в адрес Савельева А.М. направлено требование
N 54422 от 12 июля 2019 года об уплате пени в размере 40, 55 руб. Установлен срок исполнения до 1 ноября 2019 года.
13 сентября 2019 года Савельеву А.М. направлено налоговое уведомление N 6338268 от 22 августа 2019 года, в котором указана сумма транспортного налога, подлежащая уплате за 2018 год (12 месяцев), в размере 3 920 руб, а также предложено уплатить налог не позднее 2 декабря 2019 года.
В связи с неуплатой Савельевым А.М. транспортного налога за 2018 год, 6 февраля 2020 года в его адрес направлено требование N 2899 по состоянию на 28 января 2020 года об уплате недоимки в размере 3 920 руб, пени в размере 46, 16 руб. Установлен срок исполнения до 24 марта 2020 года.
Требования в добровольном порядке административный ответчик не исполнил.
По заявлению административного истца мировым судьёй судебного участка N 5 по городу Нефтекамску Республики Башкортостан 20 мая 2020 года вынесен судебный приказ о взыскании с Савельева А.М. транспортного налога, который отменён 25 июня 2020 года в связи с поступившими возражениями.
В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 3 августа 2020 года.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, а суд апелляционной инстанции согласился с ним, что заявленные налоговым органом требования являются обоснованными, расчёт задолженности произведён верно, установленные законом сроки соблюдены.
Данный вывод в полной мере согласуется с установленными по административному делу обстоятельствами и приведёнными выше законоположениями.
Довод кассационной жалобы о том, что административный ответчик не должен уплачивать транспортный налог в заявленном административным истцом размере, поскольку находившееся у него в собственности транспортное средство является легковым автомобилем, а не грузовым, является несостоятельным в силу следующего.
При исчислении транспортного налога необходимо различать категории транспортных средств, поскольку для налогообложения имеет место описание категории транспортного средства.
В соответствии с подпунктами 1 -3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):
категория "A" - мотоциклы;
категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает
3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает
3500 килограммов;
категория "C" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
То есть данный закон не различает транспортные средства по категориям "легковые автомобили", "грузовые автомобили". При этом, как указано выше, региональный закон устанавливает налоговые ставки исходя из категории транспортного средства "легковые автомобили" или "грузовые автомобили".
Согласно подпунктам 2, 2.1, 3 пункта 1.1 статьи 1 Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР N)), установленного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года, классификация транспортных средств осуществляется по категориям:
категория M - транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;
категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
категория M2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тон;
категория M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает
5 тонн.
Категория N - транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более
3, 5 тонн;
категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше
3, 5 тонн, но не более 12 тонн;
категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Приказом МВД России от 23 апреля 2019 года N 267 утверждена форма документов, идентифицирующих транспортное средство и требования к ним.
Согласно приказу, по категориям транспортные средства могут быть использованы для перевозки пассажиров и для перевозки грузов. При этом категории транспортных средств M1 и N1 относятся к категории "В", установленной Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Судебными инстанциями правильно сделан вывод, что налоговый орган не вправе проверять документы о правильности заполнения сведений о транспортных средствах в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
То есть основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в налоговый орган Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД МВД России) выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
В письме Минфина России от 28 октября 2013 года N 03-05-06- 04/45552 указано, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.
Как следует из материалов административного дела, налоговым органом в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации из регистрирующих органов были получены сведения об объекте налогообложения: транспортное средство УАЗ 390995, государственный регистрационный номер N с указанием вид ТС - автомобиль грузовой. В соответствии с данными сведениями Савельеву А.М. начислен транспортный налог за 2017, 2018 год.
Таким образом, налоговый орган исчислил налоговую базу исходя из сведений, представленных регистрирующими органами, в которых указано, что заявитель является владельцем именно грузового автомобиля.
Кассационная жалоба не содержит иных доводов, которые бы могли привести к отмене либо изменению обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судебными инстанциями не допущено. В этой связи оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от
21 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Савельева А.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.