Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Кизирбозунц Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.11.2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16.02.2021 г. по гражданскому делу N2-4172/2020 по иску ФИО1 к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" об обязании заочно освидетельствовать на заседании военно-врачебной комиссии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области"), в обоснование заявленных требований указав, что он проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации с сентября 1981 г. по декабрь 1992 г, в период с 11.05.1990г. по 25.11.1990г. выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на объекте "Укрытие". С апреля 1993 г. по 13 июня 2011 г. состоял на службе в органах внутренних дел УМВД России по Ульяновской области, в настоящее время является пенсионером МВД России. Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ МВД России по Ульяновской области N от 06.07.2010г. (акт освидетельствования N) ему был установлен диагноз и причинная связь заболевания: "данные изъяты".
После его увольнения по медицинским документам 2009 г. заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" от 12.08.2011г. N (протокол N) ему установлено: "данные изъяты"
15.08.2011г. Бюро МСЭ ФКУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области ему была установлена "данные изъяты".
На основании заключения ВВК за N от ДД.ММ.ГГГГ и справки об установлении инвалидности приказом УМВД России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ за N было изменено основание его увольнения с пункта "е" части первой ст. 58 "Положения о службе в органах внутренних дел РФ" - по сокращению штатов, на пункт "з" части первой ст. 58 Положения - по ограниченному состоянию здоровья. С 11.04.2012г. ему бессрочно установлена вторая группа инвалидности и степень утраты N трудоспособности.
11.01.2018 г. он в судебном порядке просил обязать ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области пересмотреть заключение ВВК N от 12.08.2011г. (протокол N) и изменить формулировку причинной связи заболевания - вместо формулировки " "данные изъяты"".
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 21.02.2018г. на ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" была возложена обязанность, рассмотреть на заседании ВВК заявление истца о пересмотре заключения ВВК N от 12.08.2011г.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2018г. на ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" возложена обязанность внести изменения в заключение военно-врачебной комиссии N от 22.03.2018г. в части установления причинной связи основного заболевания ФИО1 в формулировке " "данные изъяты"". Однако вопрос о внесении изменений в заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" N от 12 августа 2011 г. и N от 22 марта 2018 г. в части изменения категории годности к службе не был предметом судебного разбирательства. На неоднократные обращения его в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" с заявлениями о пересмотре заключений ВВК МСЧ МВД России по Ульяновской области N от 12.08.2011г. и N от 22.03.2018г. в части установления категории годности к военной службе в органах внутренних дел на момент увольнении ему было отказано.
Истец просил суд возложить на ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" обязанность на заседании военно-врачебной комиссии заочно (по документам) освидетельствовать истца на предмет определения категории годности к военной службе на момент его увольнения со службы в органах внутренних дел.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.11.2020 г, с учетом определения того же суда от 4 декабря 2020 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16.02.2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил:"Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико- санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области" на заседании военно-врачебной комиссии заочно (по документам) освидетельствовать ФИО1 на предмет определения категории годности к военной службе на момент его увольнения с военной службы на основании поданного им 29 мая 2020 года письменного заявления".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.11.2020 г. и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 16.02.2021 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях: 1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); 2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); 3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. действующей на момент обращений истца к ответчику) утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее Положение).
В соответствии с п. 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В силу пп. "д" п. 3 Положения на военно-врачебные комиссии возлагается, в том числе, определение категории годности граждан к военной службе (приравненной службе) по состоянию здоровья на момент их увольнения с военной службы (приравненной службы).
Согласно п. 74 Положения граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения освидетельствования или заявившие о несогласии с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе на момент их увольнения с военной службы, могут быть освидетельствованы заочно (по документам) военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения. Граждане, проходившие приравненную службу в учреждениях, освидетельствуются на момент увольнения заочно (по документам) независимо от причин и времени увольнения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ с сентября 1981 г. по декабрь 1992 г, с апреля 1993 г. по 13 июня 2011г. состоял на службе в органах внутренних дел УМВД России по Ульяновской области, в настоящее время является пенсионером МВД России и состоит на пенсионном учете в УМВД России по Ульяновской области.
Как следует из заключения ВВК МСЧ УМВД России по Ульяновской области N от 12.08.2011г. ФИО1 по диагнозу: "данные изъяты"
14.12.2016г. Межведомственным экспертным советом ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России г. Москвы было принято решение (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому установлена причинная связь заболеваний, включенных в основной диагноз ФИО1, и инвалидности с воздействием радиационного фактора.
На основании указанного решения межведомственного экспертного совета ФГУ ГБ МСЭ по "адрес" установило истцу 2 группу инвалидности с 01.05.2013г. бессрочно с причинной связью: " "данные изъяты"".
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28.06.2017г. на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность выдать ФИО1 удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.
ФИО1 обратился в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" с письменными заявлениями, в которых просил пересмотреть заключение ВВК МСЧ МВД России по Ульяновской области N от ДД.ММ.ГГГГ, изменить заболевание получено в период военной службы на заболевание радиционно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Обращаясь с заявлениями, истцом было представлено вышеуказанное решение межведомственного экспертного совета от 14.12.2016, решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28.06.2017, определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 26.09.2017 и иные необходимые документы.
Письмами за подписью начальника ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области истцу было сообщено, что оснований для пересмотра заключения ВВК не имеется.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21.02.2018г. на Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-социальная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области" возложена обязанность рассмотреть на заседании Военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" заявление ФИО1 о пересмотре заключения ВВК от 12.08.2011г. N.
Заключением ВВК от ДД.ММ.ГГГГ N причинная связь заболевания и категория годности к военной службе оставлены прежними.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ в части установления причинной связи основного заболевания ФИО1 в формулировке "заболевание получено в период военной службы", на ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" возложена обязанность внести изменения в заключение военно-врачебной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ в части установления причинной связи основного заболевания ФИО1 в формулировке "данные изъяты"".
В 2019 году, а также 29.05.2020г. истец обращался в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" с заявлениями, в которых содержалась просьба о пересмотре на заседании ВВК заочно по документам категории годности к военной службе на момент увольнения с учетом вновь полученных медицинских документов от 2020-2012годов.
В письмах, датированных 2019г. за подписью начальника ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области, истцу было сообщено, что оснований для пересмотра заключения ВВК в данной части не имеется.
На последнее заявление истца от 29.05.2020г. письменного ответа ответчик истцу не направил.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований Положения о военно-врачебной экспертизе, заявления ФИО1 от 2019-2020гг, заявившего о несогласии с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе на момент его увольнения, не были рассмотрены в установленном п. 74 Положения порядке на заседании военно-врачебной комиссии и по ним не было принято соответствующего заключения.
ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" не рассматривала по существу заявления ФИО1 от 2019-2020гг и не освидетельствовала его заочно, а, соответственно, не выносило какого-либо заключения по данному вопросу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения, вопреки доводам кассационной жалобы, судами не допущены.
Доводы о нарушении судом положений Приказа МВД России от 14 июля 2010 г. N 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", основаны на ошибочном толковании норм права.
Доводы заявителя о том, что ранее аналогичный иск уже предъявлялся истцом к ответчику несостоятелен и подлежит отклонению.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что на ВВК возлагается определение категории годности по состоянию здоровья граждан к службе, военной службе на момент их увольнения из органов внутренних дел, выводов судов не опровергают и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.11.2020 г, с учетом определения того же суда от 4 декабря 2020 года об исправлении описки, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16.02.2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.